Весной в Москве покажут макеты и рисунки Антонио Гауди

Московский музей современного искусства объявил о планах на 2017 год. Обещают выставки Антонио Гауди, участников художественного объединения «Бубновый валет», Валерия Айзенберга и других

Собор Саграда Фамилия в Барселоне. Архитектор Антонио Гауди. Макет. Фото: Fundació Junta Constructora del Temple Expiatori de la Sagrada Família
Собор Саграда Фамилия в Барселоне. Архитектор Антонио Гауди. Макет.
Фото: Fundació Junta Constructora del Temple Expiatori de la Sagrada Família

Московский музей современного искусства отмечает день рождения: 15 декабря ему исполнилось 17 лет. За это время в MMOMA прошло более 1,6 тыс. выставок, проведено 10,5 тыс. экскурсий, за минувший год музей посетило более полумиллиона человек. На 2017-й планы не менее грандиозные.

Новый год в музее начнется с выставки наивного искусства конца XIX — начала XXI века. В экспозиции «Наив…но» будут представлены русский авангард, концептуализм и примитивизм. Анри Руссо, Нико Пиросмани, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Илья Кабаков — всего около 400 работ из фондов MMOMA, Музея русского лубка и наивного искусства и других частных и государственных собраний будут показаны на основной площадке музея на Петровке.

В другом здании, в Ермолаевском переулке, 24 января откроется проект-ретроспектива Валерия Айзенберга Migratio. Выставка представит последние 40 лет творчества художника. Экспонаты будут выстроены не в хронологическом порядке, а сгруппированы особым, инсталляционным образом. Курирует проект искусствовед, бывший художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов. Ретроспектива Валерия Айзенберга станет последним выставочным проектом в Ермолаевском переулке. Филиал будет переформатирован в образовательный центр со своей библиотекой и лекторием. Два этажа будут оставлены для выставок — но только связанных с образовательной программой. Концепция центра будет объявлена весной, а открытие планируется на осень 2017 года.

Из всех обещанных выставочных проектов 2017 года самым неожиданным выглядит Antoni Gaudí. Barcelona. Исполнительный директор MMOMA Василий Церетели отметил, что выставка представит Антонио Гауди не только как архитектора, но и как художника, расскажет о его значительном вкладе в развитие искусства XX века. Экспозиция включит в себя около 150 работ: чертежи, макеты, проекты, в том числе собора Саграда Фамилия. Она будет состоять из пяти тематических блоков — введения и четырех разделов о самых известных проектах архитектора: Саграда Фамилия и дворец Гуэля; дом Кальвет; дом Бальо; дом Мила (Ла Педрера). В одном из разделов посетителям расскажут о Гауди как о дизайнере мебели. Также в выставку будут включены работы современного испанского художника, имя которого пока держится в секрете.

Еще один интересный международный проект откроется в сентябре — первая в России ретроспектива итальянской художницы, представительницы поп-арта Джозетты Фиорони. Выставка называется «60-е в Риме», именно в это время творчество Фиорони привлекло внимание широкого круга критиков. В 1964 году она приняла участие в XXVIII Венецианской биеннале, которая вошла в историю как «биеннале в стиле поп». Это событие стало отправной точкой для художественного явления, получившего название Roman Pop Art, а Джозетта Фиорони превратилась в одну из его важнейших участниц.

В новом году MMOMA продолжит знакомить посетителей с российскими частными собраниями. Работы для выставки «Модернизм без манифеста» предоставил коллекционер Роман Бабичев. В экспозицию войдут произведения участников группы «Бубновый валет» (Александр Осмеркин и Надежда Удальцова), ученика Казимира Малевича Эдуарда Криммера, армянского и советского живописца Мартироса Сарьяна, Александра Шевченко, Татьяны Купервассер и многих других знаковых для русского авангарда художников. Кураторская группа впечатляет не меньше: Александра Селиванова (специалист по русскому авангарду, руководитель Центра авангарда на Шаболовке), Надя Плунгян, Алексей Петухов, Валентин Дьяконов и Мария Силина.

В планах на следующий год также названы выставки последователя Тимура Новикова Алексея Морозова, одного из самых значительных художников-нонконформистов, мастера авангардного искусства Эдуарда Штейнберга, урбанистическая инсталляция группировки ЗИП, отчетная выставка открытой студии «Непокоренные» (Ирина Дрозд, Иван Плющ, Илья Гапонов и другие), первая в России ретроспектива одного из ключевых деятелей соц-арта Александра Косолапова.

Помимо привычных проектов, MMOMA запускает экспериментальную программу «Карт-бланш». Нетрудно догадаться, что название ей дано по аналогии с одноименной программой Carte blanche Музея современного искусства Парижа (Пале-де-Токио). Разница лишь в том, что московский музей будет приглашать для осуществления проектов не художников, а целые художественные институции. Первым станет фонд V-A-C. В течение года будет представлено пять проектов. Их тему можно условно обозначить вопросом «что такое выставка?» — кураторы поднимут вопросы границ музея, его возможностей и ограничений. Первый проект под названием «Опыты нечеловеческого гостеприимства» Марии Крамар и Карена Саркисова откроется в апреле на Гоголевском бульваре. В течение года вход на все выставки программы «Карт-бланш» будет свободным.

И наконец, день рождения музея не мог пройти без подарков. Стало известно, что коллекция MMOMA пополнилась работами Михаила Шварцмана, Владислава Зубарева и Михаила Карасика.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+