18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музеи городов встретились на Санкт-Петербургском культурном форуме

Круглый стол «Музеи города и город: территория вопросов» прошел в Петропавловской крепости

Принимающей стороной стал расположенный здесь Музей истории Санкт-Петербурга, а гостями — руководители музеев, культурных проектов и институций из Москвы и Владивостока. Поскольку 1 декабря исполнилось 120 лет Музею Москвы, представляющая его директор Алина Сапрыкина начала круглый стол с краткого рассказа о направлениях деятельности институции. Промелькнувшие на экране во время презентации фото лучше всяких слов убеждали: это энергично развивающаяся площадка, центр притяжения горожан и место различных «активностей».

На его фоне отчетливо видно, что петербургский собрат московского музейного объединения ориентирован исключительно на музеефикацию богатого культурного слоя (впрочем, в последние годы происходящую спорадически). Об этом процессе рассказывала научный сотрудник и куратор совместных проектов Государственного музея истории Санкт-Петербурга с зоопарком и Императорским фарфоровым заводом Валерия Деянова. Артефакты, поступившие в музейную коллекцию, такие как старые эмалированные таблички с описанием животных, висевшие на вольерах в зоопарке, пополнят богатейшие фонды ГМИ СПб, хотя при грамотном включении экспонатов в художественный оборот они вполне способны занять место где-то между Козьмой Прутковым и концептуалистами. Именно на таких неожиданных сопоставлениях предметов материальной культуры организована, например, выставка «Азбука музея», проходящая сейчас в Музее Москвы. Но в Петербурге крупный городской музей с семью площадками отличает интровертность: он противится «выходу в город» и непосредственной связи с потребителем культурного продукта — зрителем, исключением из этого печального правила может считаться разве что Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина).

Разница в подходах стала еще заметнее после рассказа Виктора Шалая — директора Приморского государственного объединенного музея им. В.К.Арсеньева во Владивостоке (этот музей вошел в лонг-лист номинантов Премии The Art Newspaper Russia за 2016 год). Культурная среда в Приморском крае сильно отличается от происходящего в двух столицах: музеев мало, и имеющимся приходится отвечать запросам различных зрительских групп. Одной части населения музей нужен таким, каким они помнят его с детства, а есть люди, которые хотят другого, — и все они должны получить желаемое. По словам Шалая, во Владивостоке музей борется за местное наследие, тем самым провоцируя создание новых музеев и музейных направлений. «Есть целые страницы, которые выпали из городской памяти, и задача музея — возвращать их, в том числе в городскую среду в виде памятников и памятных знаков, табличек, навигации. А в каком жанре это будет происходить — contemporary art или нет, — не так важно».

О современном искусстве говорили почти все участники круглого стола. Были упомянуты петербургские фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Арт проспект». Эксперт и куратор музейных проектов Юлия Мацкевич сформулировала: «Современное искусство, делая шаг к потребностям современного городского сообщества, актуализирует наследие музея и его коллекцию». Координатор трудкоммуны «Вспомнить все» Наталья Тарнавская рассказала об опыте реставрации вывесок 1920–1930-х годов на московских домах, а в речи директора Культурного центра «ЗИЛ» Елены Мельвиль самым частым словом было «будущее».

Все музейные специалисты на встрече пытались определить влияние своей работы на «мифологию города», которая не формируется искусственно, но создается самими жителями. Именно музеи обеспечивают коммуникацию и должны создавать условия для диалога, напомнила Алина Сапрыкина. Заметный вклад в обсуждение проблемы, оказавшейся сложной и многосторонней, внес модератор — известный журналист Даниэль Лурье.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+