18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восстанавливается церковь в Зимнем дворце

Государственный Эрмитаж соберет в одном месте произведения религиозного искусства и даст верующим возможность молиться перед ними. Музей планирует к 2014 году завершить реконструкцию Большой церкви Зимнего дворца, придворного собора Спаса Нерукотворного. До революции 1917 года она была домовой церковью русских императоров, а позже стала одним из музейных залов.

Завершение реставрации Большой церкви Зимнего дворца будет приурочено к 250-летнему юбилею музея, основанного Екатериной II. В октябре был объявлен конкурс на реставрацию церковного помещения, которое до самого последнего времени использовалось как выставочная площадка. Реставрация иконостаса, разобранного при советской власти, ведется с 2012 года.

Собор Спаса Нерукотворного — одна из немногих сохранившихся частей первоначального Зимнего дворца, спроектированного Бартоломео Карло Растрелли. Над украшением церкви работали итальянские живописцы и резчики, а также Иван Вишняков; эскизы иконостаса и кафедры разработал сам Растрелли. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался Василием Стасовым, значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше.

После реставрации в церкви можно будет увидеть придворное искусство императорского двора, которое украшало ее до 1917 года. Христиане получат возможность молиться перед иконами.

По словам Вячеслава Федорова, заведующего отделом истории русской культуры Эрмитажа, иконостас выжил практически чудом: его фрагменты попали в разные отделы музея. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, сообщил в сентябрьском интервью радио «Эхо Москвы», что наиболее ценные иконы будут экспонироваться в Большой церкви как в религиозном помещении и это позволит и молиться перед ними, и рассматривать их как художественные объекты.

Как и другие российские музеи, Эрмитаж на-ходится в сложных отношениях с Русской православной
церковью, поскольку последняя заявляет о своих правах на иконы и святыни, попавшие в музейные коллекции при советской власти.

Слава Романовых

Большая церковь изображена на картине маслом, на акварели и на рисунке XIX века, которые и легли в основу реконструкции ее интерьера. На картине Лаурица Туксена изображена свадьба Николая II и Александры Федоровны, состоявшаяся в 1894 го-ду. «На заднем плане видна икона святых Тита и Поликарпа, — рассказывает Федоров. — Она была написана в середине XIX века в память о чудесном спасении Александра II во время одного из покушений». По его словам, эта икона в свое время висела в Большой церкви.

Валерий Лукин, главный архитектор Эрмитажа, который курирует проект, подчеркивает уникальность восстановленного интерьера: публика фактически сможет увидеть творение Растрелли, отреставрированное Стасо-вым. В церковь вернут четыре деревянных канделябра работы Растрелли, переживших пожар; каждый из них имеет более 3 м в высоту. В трапезной разместится выставочный зал, где будут экспонироваться реликвии Романовых. Лукин подчеркивает, что реставраторы имеют дело с религиозным зданием и, даже несмотря на то что его не планируют превращать в действующий храм, все характерные особенности церковного устройства в нем будут сохранены. ‡

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+