18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главный фестиваль перформанса в Нью-Йорке раздвинул свои исторические границы

В июне 1923 года в парижском театре Michel не было свободных мест: публика пришла на пьесу дадаиста Тристана Тцара Газовое сердце. Хотя ее премьера состоялась двумя годами раньше, на этот раз она шла в новой сценографии художницы Сони Делоне. Зрители, однако, не оценили новаторство постановки, где шел «диалог» между глазами, губами, носом, ухом, шеей и бровями. Почему-то постановка не устроила и сюрреалиста Андре Бретона. Он взобрался на сцену, где вступил в перепалку с актерами и начал громить декорации. Только вмешательство полиции пресекло перерастание скандала в полномасштабный разгром.

Розли Голдберг, основатель и куратор нью-йоркской биеннале перформанса Performa, вряд ли бы приветствовала такой поворот событий на своем мероприятии, однако она не против отсчитывать историю перформанса от дадаистов, и даже дальше углубиться во времени. «Performa возникла потому, что я часто сталкивалась с людьми, которые говорили о перформансе как о новом бренде, о чем-то, что возникло вот прямо сейчас. А на самом деле у него долгая история», — говорит Голдберг. Уже в эпоху Возрождения, уверяет Голдберг, художники устраивали театрализованные действа. Так, в 1490 году Леонардо да Винчи устроил представление при дворе миланского герцога Лодовико Сфорца, переодев актеров в костюмы, изображавшие планеты. Спустя полвека художник Полидоро да Караваджо организовал уличное шествие в Мессине в честь императора Карла V. А когда в 1794 году Максимилиан Робеспьер предложил новую религию вместо христианства, это отметили пышным празднеством на Марсовом поле в Париже, организованным художником Жаком Луи Давидом. «Отправной точкой Performa в этот раз было мое желание познакомить публику с отдельными периодами истории искусства, рассказать людям об определенных моментах в ней, когда перформанс был ее важной составляющей, — говорит Голдберг. — На этот раз мы выбрали сюрреализм».

В ходе подготовки перформансов, организаторы биеннале снабжали приглашенных художников электронными книжками с историей движения, а те вольны были ее интерпретировать в той или иной форме в своих работах. Всего в биеннале участвует 90 художников с более чем 100 перформансами. Задействовали 40 площадок, привлекли к сотрудничеству 50 институций-партнеров, среди которых Музей современного искусства (МоМА) и Музей Соломона Гуггенхайма. Представлен и новый проект Performa — Павильоны без стен, воссоздающий национальные павильоны Венецианской биеннале и таким образом географически связывающий Нью-Йорк и Венецию. В этот раз это польский и норвежский павильоны. Функционировал и уже знакомый посетителям центр (Performa Hub) с бесплатными мастер-классами, семинарами по истории перформанса и его влиянии на современное искусство. «Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос», — объясняет куратор биеннале.

Представленные перформансы отражают широкий круг дисциплин и медиа. Немец Флориан Хеккер, работающий в жанре саунд-арта, представил работу, основанную на текстах иранского философа Резы Негарестани. Александр Сингх показал пьесу Человеческое, вдохновленную комедиями Аристофана. Уильям Поуп Л. организовал 25-часовой марафон чтения антологии Джона Кейджа Тишина: чтение и письмо с участием 80 добровольцев.

Тем временем музей Studio в Гарлеме помимо серии перформансов под названием Три дуэта, семь вариаций на своей главной площадке разместил выставку Радикальное присутствие. Черный перформанс в современном искусстве. Она исследует афроамериканское искусство с 1960-х до наших дней. Выставка приехала из Музея современного искусства в Хьюстоне и разделена на две части. Первая проходит в Grey Art Gallery университета Нью-Йорка (до 7 декабря), вторая — в музее Studio. Валери Кассель Оливер, куратор, говорит: «Каждое следующее десятилетие поднимает новые темы, будь то формальная природа перформанса или же политические, гендерные проблемы. Но мы здесь лишь скользим по поверхности. Предстоит еще очень много работы». Спустя 90 лет со времени экспериментов Тристана Тцара у нынешнего поколения появился шанс дальше расширить границы перформанса. То, что Оливер говорит про афроамериканский перформанс, можно отнести к жанру в целом: «Это самый край края на границе края».

Музей Studio
Радикальное присутствие

Нью-Йорк
До 9 марта 2014 года

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+