18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первые шопоголики появились в Великобритании. Вместе с классом лавочников

XVIII век стал для Великобритании временем зарождения и быстрой стабилизации социальной системы, которая оставалась неизменной на протяжении последующих 250 лет. На самом верху находились король, его семья и окружение, которые в результате революции 1688 года, когда был свергнут Яков II Стюарт, теперь обладали меньшей властью, чем европейские короли. На следующей ступени иерархической лестницы располагался влиятельный класс спаянных родственными связями богачей, владеющих обширными поместьями и схожими вкусами. Рабочий класс (слуги, батраки и мелкие городские служащие) занимали третью ступень в иерархии, разделяя ее с низшими слоями общества: нищими, безработными и проститутками. Промежуточное же положение между плутократией и беднотой занял относительно зажиточный средний класс, появившийся в результате того, что Великобритания неожиданно стала экономически мощной супердержавой. Состоящий из средних землевладельцев и священников с одной стороны и мелких торговцев с другой, этот класс стал новым явлением для страны. И хотя границы между классами были четко размечены, их легко можно было пересечь, о чем свидетельствуют английские романы XIX века, в частности Сэмюэла Ричардсона и Джейн Остин. Именно зарождению этого среднего класса посвящена выставка в Британской библиотеке, приуроченная к 300-летию восхождения на престол Георга I и началу 187-летнего правления Ганноверской династии, сделавшей Великобританию нацией лавочников. История этого важнейшего перелома в британском обществе рассказана 200 экспонатами: книгами, афишами, картинами, мебелью, предметами декоративно-прикладного искусства. Выставка разделена на три секции. Вкус и воспитание, выработанные аристократией, имели первостепенное значение и для буржуазии. Первая часть экспозиции посвящена искусству чаепития, музицированию, играм и чтению, считавшимся признаками изысканности. Еще одним популярным способом времяпрепровождения в XVIII веке стало хождение по магазинам, заполненным предметами роскоши иностранного происхождения. Второй раздел посвящен моде того времени, как еще одного важного признака благосостояния нуворишей.

Тема досуга для среднего класса тоже была не на последнем месте, поэтому театру, маскарадам, паркам, спорту, танцам, музеям, туризму и морскому отдыху, популярным у среднего класса, посвящена отдельная часть экспозиции. Филантропические начинания также имели место. Тогда же зародилась благотворительность: строились, в частности, приюты для сирот и бездомных из низших слоев общества. «Мы рады, что смогли обратиться к этим темам, ведь они проливают свет на повседневную жизнь людей в очень важный период истории страны, — говорит куратор выставки Мойра Гофф. — Параллели, возникающие между Британией эпохи Георга и современной, просто поразительны».

Британская библиотека
Эпоха Георга. Повседневная жизнь британцев

Лондон
До 11 марта 2014 года

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+