18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В бывшей резиденции Хусейна открыт историко-культурный центр

№48
Материал из газеты

Британская армия и Британский музей вызвались помочь обустроить здание и оснастить его залы

Путь от проекта Музея Басры в бывшей резиденции Саддама Хусейна до воплощения идеи занял восемь лет. После недавнего открытия его принял под свое крыло Национальный музей Ирака в Багдаде, одно из самых авторитетных учреждений культуры в стране.

Целое поколение выросло в Южном Ираке без своего музея, поэтому, несмотря на сложности, создание его — огромное достижение. Старый городской музей в историческом центре Басры разграбили во время первой войны в Персидском заливе в 1991-м и разрушили в ходе вторжения в Ирак в 2003-м.

К счастью, часть собрания к тому времени успели эвакуировать в Багдад. Бывший директор музея Мудхар Абд аль-Хай погиб в 2005 году. Три года спустя сменивший его Кахтан аль-Абид решил претворить в жизнь мечту о восстановлении музея в Басре.

Британская армия и Британский музей вызвались помочь обустроить новое здание всем необходимым с точки зрения безопасности, системой кондиционирования и современным оснащением залов. Под музей выделили дворец Лейксайд, после свержения Саддама занятый британскими военными.

Процесс восстановления шел медленно: фандрайзинг в Ираке не распространен. Сначала власти провинции Басра пообещали вложить в проект $3 млн, но из-за дефицита бюджета денег не перечислили. Почти £500 тыс. собрал благотворительный фонд, основанный Джоном Кертисом, бывшим куратором Британского музея. Львиная доля этих средств поступила от нефтяной компании BP.

Музею по-прежнему не хватает финансирования, чтобы полноценно функционировать. Поэтому аль-Абид решил открывать его частями, начав с залов, посвященных истории Басры с III века до н.э. вплоть до XIX века н.э. Три зала древних цивилизаций Шумера, Вавилона и Ассирии откроются через пару лет. На окончание работ требуется еще около £450 тыс. Вопрос о выделении гранта рассматривается британским Фондом защиты культурного наследия, решение примут в ноябре.

В течение многих лет коллекция старого музея хранилась в Багдаде в Национальном музее Ирака. После длительных переговоров чиновники согласились вернуть в Басру 550 экспонатов. Они присоединились к 160 предметам, в основном времен Османской империи, которые остались в городе. Их транспортировка в Басру (500 км по дорогам Ирака) вышла серьезным испытанием. Власти утвердили график перевозок и обеспечили транспорту военный эскорт. В итоге экспонаты приехали за неделю до запланированного открытия.

«Времени едва хватило для того, чтобы разместить эти вещи на стеллажах и в витринах», — вспоминает директор музея. Многие из этих предметов небольшого размера (в том числе 150 монет), и выставочное пространство площадью 400 кв. м пока заполнено лишь частично.

Нехватку экспонатов компенсируют местными археологическими раскопками, находки из которых займут свободные места в пустующих витринах.

Энергичный директор не теряет надежды, он уже набрал группу из 40 волонтеров, которые будут работать в музее бесплатно — что, вообще-то, большая редкость для Ирака. Аль-Абид надеется, что благодаря лекторию и архивам музей станет культурным центром региона.

Ежедневную работу музея финансирует Государственный совет по древностям и культурному наследию.

Несмотря на сохраняющуюся в Басре политическую и социальную напряженность, аль-Абид утверждает, что этот район Ирака уже относительно безопасен. Для охраны коллекции установлены стальные двери, а также защита на окнах. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+