18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Коллекционеры и коллекции»

17 апреля Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства открывает Третий ежегодный фестиваль «Коллекционеры и коллекции». Цель фестиваля — привлечь внимание к такому важному для сохранения культуры явлению как коллекционирование и рассказать о современных российских коллекционерах. Коллекционеры — хранители «вещественной памяти человечества», исключительные люди, посвятившие жизнь поиску и систематизации уникальных предметов искусства, времени и эпох, стремящиеся собрать воедино маленькие части одного целого.

Фестиваль «Коллекционеры и Коллекции» — это возможность заглянуть в тайные хранилища частных коллекций, восхититься необыкновенными предметами декоративного и изобразительного искусства. В рамках фестиваля будет показано более 300 произведений из частных собраний московских коллекционеров. Сам музей в этом году показывает в рамках фестиваля роскошную коллекцию самоваров, подаренную музею Геннадием Андреевичем Кубряковым. Коллекция охватывает период 1840-х — 1920-х годов и отличается тщательностью подбора, многообразием форм, декоративного оформления материала и приемов отделки. Экспонируются как характерные самоварные формы, так и редкие, заказные, подарочные экземпляры, дающие всестороннее представление о деятельности известных русских самоварных фабрик.

В залах музея будет впервые представлено уникальное собрание хрусталя в серебряных оправах Давида Якобашвили. Наиболее полно в коллекции представлены работы фирмы Карла Фаберже, а также произведения московских фирм П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Постникова, О. Курлюкова. Хрустальная посуда,предметы туалета и быта самых разных форм, переливающиеся и искрящиеся гранеными узорами, оправленные в благородное серебро, эффектно и богато передающие стиль своего времени, были прекрасным воплощением синтеза разных видов декоративно-прикладного искусства, к которому стремилась русская культура второй половины XIX – начала ХХ веков.

Из коллекции Татьяны и Сергея Подстаницких будет продемонстрировано собрание «100 лет русского рисунка. Русская графика XVIII столетия». Здесь будут показаны работы русских мастеров, и представителей «россики», произведения известнейших художников Кипренского, Лампи, Орловского. Немаловажна и историческая составляющая данной коллекции — зрители смогут взглянуть на события и лица той эпохи через призму рисовальщика-очевидца. Самое раннее из представленных здесь произведений — сангина Пьера Дени Мартена Младшего, запечатлевшего по заказу Петра I знаменитое сражение при Лесной, «матерь Полтавской баталии».

Татьяна Удрас представляет на фестивале коллекцию произведений художественного чугунного литья конца XIX — начала XX веков. Фигурное литьё из чугуна воспринималось в XIX веке как «подобное бронзе». Нигде в мире художественное литьё из чугуна не получило такого распространения и не пользовалось таким успехом, как в России.

Анатолий и Татьяна Гостевы представят на фестиваль иконы и изразцы, ставшие свидетелями знаковых событий истории России. Так, образ Владимирской Божией Матери напоминает о становлении славянских княжеств, икона Успения Богородицы, созданная по преданию Феофаном Греком, овеяна славой Куликовской битвы. Икона Ветхозаветной Троицы, созданная в мастерских Оружейной палаты в конце XVII — начале XVIII века, говорит о величии и силе молодого государства, собранного вокруг Москвы. Помимо икон, на выставке будут представлены уникальные изразцы и фризы позднего русского средневековья: фрагменты декоративного фриза церкви Григория Неокесарийского, полуколонны с изображением фантастических тюльпанов, плодов ананасов и цветов из Московской церкви Николы в Столпах, снесённой в 1935 году.

Коллекция Андрея Леонидовича Кусакина включает в себя, в основном, печатную графику ХVI — начала XIX веков. Коллекция начиналась с собирания художественных карт России. Впоследствии она пополнилась русскими портретами и видами городов XVIII века, гравюрами и памятными медалями эпохи Отечественной войны 1812 года и зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов, листами с изображениями мундиров русской армии. В последние годы активно пополняются те разделы коллекции, которые посвящены первым морским картам русских берегов и северных территорий России, картам звездного неба, титульным листам атласов XVII-XVIII веков.

В рамках фестиваля пройдут многочисленные мероприятия: встречи с коллекционерами, семинары, лекции, посвященные проблемам коллекционирования и развитию культуры в России.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+