18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Коллекционеры и коллекции»

17 апреля Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства открывает Третий ежегодный фестиваль «Коллекционеры и коллекции». Цель фестиваля — привлечь внимание к такому важному для сохранения культуры явлению как коллекционирование и рассказать о современных российских коллекционерах. Коллекционеры — хранители «вещественной памяти человечества», исключительные люди, посвятившие жизнь поиску и систематизации уникальных предметов искусства, времени и эпох, стремящиеся собрать воедино маленькие части одного целого.

Фестиваль «Коллекционеры и Коллекции» — это возможность заглянуть в тайные хранилища частных коллекций, восхититься необыкновенными предметами декоративного и изобразительного искусства. В рамках фестиваля будет показано более 300 произведений из частных собраний московских коллекционеров. Сам музей в этом году показывает в рамках фестиваля роскошную коллекцию самоваров, подаренную музею Геннадием Андреевичем Кубряковым. Коллекция охватывает период 1840-х — 1920-х годов и отличается тщательностью подбора, многообразием форм, декоративного оформления материала и приемов отделки. Экспонируются как характерные самоварные формы, так и редкие, заказные, подарочные экземпляры, дающие всестороннее представление о деятельности известных русских самоварных фабрик.

В залах музея будет впервые представлено уникальное собрание хрусталя в серебряных оправах Давида Якобашвили. Наиболее полно в коллекции представлены работы фирмы Карла Фаберже, а также произведения московских фирм П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Постникова, О. Курлюкова. Хрустальная посуда,предметы туалета и быта самых разных форм, переливающиеся и искрящиеся гранеными узорами, оправленные в благородное серебро, эффектно и богато передающие стиль своего времени, были прекрасным воплощением синтеза разных видов декоративно-прикладного искусства, к которому стремилась русская культура второй половины XIX – начала ХХ веков.

Из коллекции Татьяны и Сергея Подстаницких будет продемонстрировано собрание «100 лет русского рисунка. Русская графика XVIII столетия». Здесь будут показаны работы русских мастеров, и представителей «россики», произведения известнейших художников Кипренского, Лампи, Орловского. Немаловажна и историческая составляющая данной коллекции — зрители смогут взглянуть на события и лица той эпохи через призму рисовальщика-очевидца. Самое раннее из представленных здесь произведений — сангина Пьера Дени Мартена Младшего, запечатлевшего по заказу Петра I знаменитое сражение при Лесной, «матерь Полтавской баталии».

Татьяна Удрас представляет на фестивале коллекцию произведений художественного чугунного литья конца XIX — начала XX веков. Фигурное литьё из чугуна воспринималось в XIX веке как «подобное бронзе». Нигде в мире художественное литьё из чугуна не получило такого распространения и не пользовалось таким успехом, как в России.

Анатолий и Татьяна Гостевы представят на фестиваль иконы и изразцы, ставшие свидетелями знаковых событий истории России. Так, образ Владимирской Божией Матери напоминает о становлении славянских княжеств, икона Успения Богородицы, созданная по преданию Феофаном Греком, овеяна славой Куликовской битвы. Икона Ветхозаветной Троицы, созданная в мастерских Оружейной палаты в конце XVII — начале XVIII века, говорит о величии и силе молодого государства, собранного вокруг Москвы. Помимо икон, на выставке будут представлены уникальные изразцы и фризы позднего русского средневековья: фрагменты декоративного фриза церкви Григория Неокесарийского, полуколонны с изображением фантастических тюльпанов, плодов ананасов и цветов из Московской церкви Николы в Столпах, снесённой в 1935 году.

Коллекция Андрея Леонидовича Кусакина включает в себя, в основном, печатную графику ХVI — начала XIX веков. Коллекция начиналась с собирания художественных карт России. Впоследствии она пополнилась русскими портретами и видами городов XVIII века, гравюрами и памятными медалями эпохи Отечественной войны 1812 года и зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов, листами с изображениями мундиров русской армии. В последние годы активно пополняются те разделы коллекции, которые посвящены первым морским картам русских берегов и северных территорий России, картам звездного неба, титульным листам атласов XVII-XVIII веков.

В рамках фестиваля пройдут многочисленные мероприятия: встречи с коллекционерами, семинары, лекции, посвященные проблемам коллекционирования и развитию культуры в России.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+