18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Москве благоустраивают сквер Мандельштама

Снята мемориальная доска, повреждена историческая ограда сквера и вырублены деревья — это вызвало возмущение общественности, хотя мемориальную доску власти обещают вернуть до 15 ноября

Один из авторов мемориала Осипа Мандельштама на улице Забелина Александр Бродский, успевший побывать в сквере, рассказал TANR, что о ремонтных работах его не предупреждали. «Мне довольно давно звонили из какой-то организации, просили согласие на вырубку деревьев. Я был против. То, что там проводится сейчас, — это не реставрационные работы, а ремонтные, которые выполняются довольно грубо. Боюсь представить, к чему это приведет», — резюмировал он.

Художник-реставратор, член совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Николай Аввакумов пояснил, чем это может быть опасно: «Строители используют для ремонта стен недопустимый для старой кладки цемент, а не реставрационную смесь, в основе которой известь и песок. Сейчас на улице 5–6 градусов, цемент замерзнет и может разорвать кладку, после этого ограда сквера точно не будет подлежать реставрации».

История началась с того, что на прошлой неделе рабочие пытались демонтировать мемориальную доску 1991 года, посвященную поэту: подпорная стена, на которой она располагалась, давно была в аварийном состоянии. Заодно разрушили и историческую кирпичную ограду мемориала, а также вырубили деревья, которые специально десять лет назад сохранил при мощении площадки архитектор сквера Александр Бродский.

В Дирекции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Центрального административного округа Москвы уточнили, что стена с памятной доской — новодел и не является объектом культурного наследия, к тому же имеет расслоения и находится в аварийном состоянии, а деревья вырубили по инициативе проектировщиков — известной по благоустройству Хитровской площади компании «Мэгли проект». В компании ситуацию оперативно прокомментировать не смогли.

Созданный на частные средства сквер остается одним из главных мест памяти поэта и его символической могилой: место захоронения Осипа Мандельштама, погибшего в лагере во Владивостоке, до сих пор не установлено. Председатель Мандельштамовского общества Павел Нерлер отмечает, что без демонтажа доски нельзя отремонтировать подпорную стену, «но и то и другое надо делать аккуратно и с любовью, чего не происходило до сих пор».

«Мы наблюдаем вандальные действия, которые способны привести к тому, что можно утратить объект культуры. Перфоратором отбивают одну из самых гениальных в Москве мемориальных досок, историческую стену сквера реконструируют без согласованного проекта замены, габариты стен и материалы, которые изначально фигурировали в авторском проекте, изменены. Необходимы авторский надзор, согласование с организациями, которые занимались установкой памятника», — сказала TANR автор проекта Archipeople Людмила Малкис, первая поднявшая тревогу.

Департамент культурного наследия города Москвы, в свою очередь, сообщил, что «проектная документация согласована с Мосгорнаследием, включая раздел об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия», и заверил, что «памятная доска снимается только на время проведения работ, а по завершении ее планируется вернуть на прежнее место».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+