18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Собор превратили в волшебную пещеру Аладдина

№47
Материал из газеты

Как старинные своды сочетаются с новейшими артефактами? Знаменитый французский художник Жан-Мишель Отоньель создал в сокровищнице кафедрального собора Святого Петра в Ангулеме по-настоящему виртуальную среду — для этого он использовал свои любимые элементы и материалы

Последние восемь лет французский художник Жан-Мишель Отоньель работал над обновлением убранства сокровищницы кафедрального собора Святого Петра в городе Ангулем на юго-западе Франции. Результатом его многолетних трудов стала театрально разыгранная с помощью артистической декорации «пещера Аладдина», сделанная из голубого, золотого и черного стекла и серебристого алюминиевого кружева. Отоньель создал как бы совершенное волшебное пространство — таким, каким оно представляется читателям восточных сказок.

Проект Жан-Мишеля Отоньеля осуществлен в рамках масштабной программы по реставрации собора, в архитектуре которого романский фасад XII века и другие сохранившиеся средневековые элементы соединяются с неороманской реконструкцией XIX века авторства Поля Абади, архитектора более знаменитой парижской базилики Сакре-Кер.

Собор, которым Абади занимался с 1852 по 1875 год, представляет собой классический пример консервативной католической реставрации, расцвет которой пришелся на эпоху Второй империи (1852–1870). Его сокровищница, где хранится около 200 кубков, кадил, расшитых церковных одеяний, статуй и реликвариев, весьма значительная часть из которых сделана из недорогих материалов вроде позолоченного металла и цветного стекла, служит яркой иллюстрацией ностальгически-романтического увлечения в тот период Средневековьем, а точнее, стилизацией под него.

Секрет стеклянного кокона

Для показа того, что находится в сокровищнице, Отоньель в трех помещениях южного трансепта — в часовне и в том, что осталось от колокольни, разрушенной в XVI веке в период религиозных войн, — создал концентрированную декоративную среду. Нынешняя сокровищница разделена на два этажа с лифтом и каменной винтовой лестницей в башне. Стены, полы, витражные окна и витрины художник целиком переосмыслил в виде декоративного стеклянного кокона, окутывающего хранящиеся внутри богатства.

Известность пришла к Отоньелю 16 лет назад благодаря Беседке лунатиков — примечательной работе, оформляющей вход на станцию метро «Пале-Рояль» в центре Парижа. Еще более знамениты его фонтанные скульптуры в парке Версальского дворца, созданные в 2014 году. Проекты для Ангулема и Версаля объединяют не только узнаваемые особенности стиля художника — переплетение извилистых цепочек его фирменных разноцветных стеклянных шаров, — но и глубокая концептуальная укорененность Отоньеля в исторических исследованиях. Все его артистические жесты выглядят чистым своеволием, однако у каждой из части убранства кафедрального собора в Ангулеме есть вполне ясные исторические и культурные прообразы.

«Меня интересует то, как художник может изучать прошлое, пересматривать и перерабатывать общепринятые классические образцы, — пояснил Отоньель The Art Newspaper. — Абади уже поработал с оригинальным романским стилем. Я иду вслед за ним, буквально по его стопам, и продолжаю эту работу». По его словам, в ходе подготовки к проекту он погрузился в изучение геометрических узоров романского стиля, а также вдохновлялся стилем английского движения «Искусства и ремесла».

Театр чистой воды

Результатом, как и в Версале, стал чистой воды театр. В одной стеклянной витрине на пьедестале из шаров венецианского стекла сверкает группа пышных золотых чаш и дарохранительниц. В другой выставлены великолепно расшитые облачения. В высоком витраже, соединяющем сокровищницу с собором, использовано стекло различных оттенков голубого с золотыми вкраплениями, перекрытое перемычками, сплетающимися соломоновым узлом. Окно окаймлено сеткой из алюминия со множеством шаров венецианского стекла. Этот же узорчатый мотив воспроизведен в отпечатанных вручную обоях и в мозаичных полах из цементных плиток (созданных при помощи техник, разработанных еще во времена Абади).
«Художник стремился расшифровать и передать дух и страсть конца XIX века, — говорит Пьер Казенав, региональный куратор исторических памятников Министерства культуры  Франции, совместно с епископом Ангулемским заказавший Отоньелю этот проект. — Чтобы понять смысл предмета, нужно понять его эмоцию, а также извлечь ее из мертвых материалов наружу. Именно это и сделал Жан-Мишель».

Официальное открытие сокровищницы состоялось в конце сентября и вызвало массу восторженных откликов и фотографий в соцсетях.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+