18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Родина тоски

№47
Материал из газеты

Несчастный узник Секуритате заключен теперь еще и в темницу невнятной биографии

Широкого читателя можно извинить за то, что он не знаком с Джордже Матеем Кантакузино (1899–1960), главным героем этой эпической биографии. На родине он известен как один из ведущих архитекторов в Бухаресте 1930-х годов и создатель модернистского павильона Румынии на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. На первых 100 страницах биографии, написанной Йоном Михаем Кантакузино (дальним родственником модерниста), ничего из перечисленного нет. Вместо этого мы наблюдаем, как наш герой проходит сквозь ад румынского ГУЛАГа после ареста в 1948 году тайной полицией Секуритате. Повествование подкрепляется цитатами из писем, пугающей статистикой злодеяний режима и рассказом о конфликте внутри коммунистического руководства страны. Архив писем, полученный автором от детей архитектора, оказывается эксклюзивным источником всего, что мы знаем о внутреннем мире Кантакузино. Однако богатство этого материала работает почти вхолостую: текст крайне неясен из-за отсутствия внятных комментариев. Судьба героя тонет в неотносящемся к делу повествовании. Кантакузино показан символом деградировавшего строя и затравленным человеком. Эмиль Чоран, великий философ румынского происхождения, однажды назвал страну своего происхождения «родиной тоски». Полистав эту книгу, можно с уверенностью сказать, что Чоран не преувеличивал.  

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+