18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эзотерические трансформеры Элия Белютина

Выставка Студия «Новая реальность». 1958–1991, организованная Московским музеем современного искусства и Фондом русского абстрактного искусства, преследует цель разобраться в феномене деятельности студии Элия Белютина (1925–2012) — человека нестандартного мышления, не столько преподавателя, сколько сталкера по лабиринтам теории и истории искусства, стремившегося психологическим воздействием помочь своим подопечным раскрыться в творчестве. Белютин был не единственным гуру в «другом искусстве». Но в отличие от остальных, он имел официальный статус — преподаватель на курсах повышения квалификации промграфиков. Несколько раз студийная компания человек в 200 выезжала теплоходами по Волге на пленэры. Позднее, после хрущевского погрома «абстракцистов» в Манеже в 1962-м, собирались на даче Белютина в Абрамцеве. Над «теорией всеобщей контактности», которую наставник все время сочинял, да так и не свел воедино, сейчас гадают и физики, и эзотерики. Известно, что это была система кодов, неких зашифрованных эмоциональных переживаний. Практическое ее применение напоминало коан — абсурдную задачу, принятую в дзен-буддизме (в 1960-е им как раз начали у нас увлекаться), решение которой высвобождало сознание. Вместо дзенских хлопков одной ладонью Белютин предлагал, например, рисовать левой рукой, не глядя на бумагу, или писать черное и его оттенки одной красной краской. Видимо, Элий Михайлович что-то слышал про восточные духовные практики, может быть, что-то знал о современном западном искусстве, например о группе COBRA (работы студийцев похожи на ее опусы рубежа 1940–1950-х). Из «касты избранных», как себя называли ученики Белютина, на выставке будут работы Люциана Грибкова, Вячеслава Зубарева, Веры Преображенской, Тамары Тер-Гевондян. В заметках последней есть ода, посвященная студийцем Леонидом Рабичевым своему наставнику: «Мечтатель или гений злой, / Мужчина с длинными ногами. / Откуда взял ты метод свой?/ И как возвысился над нами?» Об этом хотелось бы узнать на выставке.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+