18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Имя той, кому Ван Гог вручил свое ухо, наконец-то известно

№47
Материал из газеты

Дочь фермера Габриель Берлатье, судя по всему, была служанкой в борделе в Арле

Стали известны новые подробности одного из самых знаменитых эпизодов в истории искусства. Вечером 23 декабря 1888 года Винсент Ван Гог отрезал часть собственного уха и принес его в бордель Арля — этот поступок стал ярким поворотным моментом в его биографии. До недавнего времени личность получательницы жуткого подарка оставалась загадкой. Теперь тайна раскрыта: ею была Габриель Берлатье, которая, скорее всего, работала в борделе горничной. Об этой девушке рассказывает Бернадетт Мерфи в книге Ухо Ван Гога: подлинная история, вышедшей в издательстве Chatto & Windus в июле этого года. Впрочем, фамилию исследовательница не называет. Мерфи пишет: «Пока ее семья не даст мне разрешение на то, чтобы назвать ее полное имя, я буду держать его в тайне из уважения к ним». И она сдержала слово. The Art Newspaper еще раз изучила детали истории, приведенные в книге Мерфи, привлекая данные из открытых источников. Полное имя девушки нашли в архивах Института Пастера в Париже, где Габриель лечилась от бешенства. Согласно медицинским документам, 18-летняя Габриель Берлатье проживала в Провансе, в деревеньке Мас-де-Фаравелль в Муле в 10 км к востоку от Арля. Восьмого января 1888 года ее укусила собака местного пастуха Моро. Пса застрелили, выяснилось, что он болен бешенством. Габриель сразу же отправили в Париж, где спасли жизнь благодаря новой вакцине.

Имя девушки впервые было названо еще в 1936 году в статье, где приводился комментарий Альфонса Робера, полицейского, которого вызвали в бордель из-за уха Ван Гога. В газетах тогда писали, что женщину зовут Рашель (возможно, это был ее псевдоним). Бернадетт Мерфи считает, что Габриель была слишком юной, чтобы быть проституткой в борделе, поэтому она выполняла там обязанности горничной. Семья девушки, увязшая в долгах из-за ее лечения в Париже, находилась в отчаянных обстоятельствах. Некоторые факты указывают на то, что когда-то Габриель также работала уборщицей в Café de la Gare, которое принадлежало друзьям Ван Гога Жозефу и Мари Жину. Художник останавливался у них с мая по сентябрь 1888 года, а затем перебрался в расположенный по соседству Желтый дом. Café de la Gare было открыто всю ночь. За три месяца до потери уха Ван Гог завершил знаменитую картину Ночное кафе, изображающую интерьер заведения, пояснив, что «кафе — это место саморазрушения, где сходят с ума, совершают преступления». Он рассказывал своему другу художнику Эмилю Бернару, что, хотя это был не бордель, Café de la Gare — «дом свиданий, и время от времени за столиком там можно увидеть проститутку с клиентом» (такую пару как раз можно рассмотреть на заднем плане).

До сих пор считалось, что та, кому досталось ухо, была случайной знакомой художника, проституткой или хозяйкой борделя на рю дю Бу-д’Арль. Тот факт, что Габриель Берлатье, вероятно, знала владельцев Café de la Gare, дает основание полагать, что она регулярно виделась с Ван Гогом. Тем не менее девушка, за один год пострадавшая от бешеной собаки и от потерявшего разум художника, благополучно дожила до старости, сохранив в секрете свое трагическое общение с Ван Гогом.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+