18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Имя той, кому Ван Гог вручил свое ухо, наконец-то известно

№47
Материал из газеты

Дочь фермера Габриель Берлатье, судя по всему, была служанкой в борделе в Арле

Стали известны новые подробности одного из самых знаменитых эпизодов в истории искусства. Вечером 23 декабря 1888 года Винсент Ван Гог отрезал часть собственного уха и принес его в бордель Арля — этот поступок стал ярким поворотным моментом в его биографии. До недавнего времени личность получательницы жуткого подарка оставалась загадкой. Теперь тайна раскрыта: ею была Габриель Берлатье, которая, скорее всего, работала в борделе горничной. Об этой девушке рассказывает Бернадетт Мерфи в книге Ухо Ван Гога: подлинная история, вышедшей в издательстве Chatto & Windus в июле этого года. Впрочем, фамилию исследовательница не называет. Мерфи пишет: «Пока ее семья не даст мне разрешение на то, чтобы назвать ее полное имя, я буду держать его в тайне из уважения к ним». И она сдержала слово. The Art Newspaper еще раз изучила детали истории, приведенные в книге Мерфи, привлекая данные из открытых источников. Полное имя девушки нашли в архивах Института Пастера в Париже, где Габриель лечилась от бешенства. Согласно медицинским документам, 18-летняя Габриель Берлатье проживала в Провансе, в деревеньке Мас-де-Фаравелль в Муле в 10 км к востоку от Арля. Восьмого января 1888 года ее укусила собака местного пастуха Моро. Пса застрелили, выяснилось, что он болен бешенством. Габриель сразу же отправили в Париж, где спасли жизнь благодаря новой вакцине.

Имя девушки впервые было названо еще в 1936 году в статье, где приводился комментарий Альфонса Робера, полицейского, которого вызвали в бордель из-за уха Ван Гога. В газетах тогда писали, что женщину зовут Рашель (возможно, это был ее псевдоним). Бернадетт Мерфи считает, что Габриель была слишком юной, чтобы быть проституткой в борделе, поэтому она выполняла там обязанности горничной. Семья девушки, увязшая в долгах из-за ее лечения в Париже, находилась в отчаянных обстоятельствах. Некоторые факты указывают на то, что когда-то Габриель также работала уборщицей в Café de la Gare, которое принадлежало друзьям Ван Гога Жозефу и Мари Жину. Художник останавливался у них с мая по сентябрь 1888 года, а затем перебрался в расположенный по соседству Желтый дом. Café de la Gare было открыто всю ночь. За три месяца до потери уха Ван Гог завершил знаменитую картину Ночное кафе, изображающую интерьер заведения, пояснив, что «кафе — это место саморазрушения, где сходят с ума, совершают преступления». Он рассказывал своему другу художнику Эмилю Бернару, что, хотя это был не бордель, Café de la Gare — «дом свиданий, и время от времени за столиком там можно увидеть проститутку с клиентом» (такую пару как раз можно рассмотреть на заднем плане).

До сих пор считалось, что та, кому досталось ухо, была случайной знакомой художника, проституткой или хозяйкой борделя на рю дю Бу-д’Арль. Тот факт, что Габриель Берлатье, вероятно, знала владельцев Café de la Gare, дает основание полагать, что она регулярно виделась с Ван Гогом. Тем не менее девушка, за один год пострадавшая от бешеной собаки и от потерявшего разум художника, благополучно дожила до старости, сохранив в секрете свое трагическое общение с Ван Гогом.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+