18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Южной Африке половой орган становится символом свободы слова

Галерея Goodman отметила победу над южноафриканской партией «Африканский национальный конгресс» (АНК) продажей музыкальному продюсеру и рэпперу Шону Дидди Коумзу картины художника, оказавшегося в центре скандала, связанного с цензурой. За картину Манифест Бретта Мюррея (2012), где красными буквами написано «Promises, Promises, Promises» («Обещания, Обещания, Обещания»), музыкант отдал $15 тыс. на ярмарке Art Basel Miami.

«Спрос на произведения Бретта резко возрос. Я полагаю, что это связано с шумихой вокруг картины Копье (2011), которая была на его выставке», — заявила директор галереи Goodman Лайза Эссерс.

На полотне Копье изображен президент ЮАР Джейкоб Зума, выставляющий напоказ свой половой орган. Эта работа стала поводом для широкой дискуссии о свободе слова, разгоревшейся в ЮАР в прошлом году. АНК подал иск о защите чести Зумы, требуя снять картину с экспозиции.

Сторонники президента сочли ее проявлением расизма, перед галереей в Йоханнесбурге прошел 5-тысячный митинг, двое мужчин изуродовали картину красной и черной краской. «Это был шокирующий поворот событий. В Южной Африке никогда не было такой реакции на произведения искусства», — сказала Эссерс.

Сотрудникам галереи начали угрожать. В конце концов 29 мая было достигнуто соглашение с правительством, и картину убрали с выставки. Пятого июня цензоры присвоили ей возрастное ограничение «16N», кроме того галерея не может выставлять ее в Интернете. Недавно Южноафриканский комитет кино и книгоиздания отменил это решение.«Это серьезный прецедент для развития изобразительного искусства в стране, поскольку показывает, как важно в судебном порядке противостоять цензуре, — говорит Лайза Эссерс.

Галерея не подняла цены на работы Мюррея, несмотря на судебные издержки в размере $200 тыс.

«Мы отказались идти на компромисс в свободе самовыражения, и мы рады нашей победе. Она была важна для закрепления конституционного права на свободу слова», — объясняет это решение директор галереи. Мюррей не в первый раз критикует власть, но впервые реакция была столь жесткой. Колумнист южноафриканской газеты Business Day Крис Турман написал: «Если бы защитники чести Зумы следили за творчеством Мюррея, то прочитали бы его девиз, красовавшийся на стенах галереи три года назад: «Когда вы восхваляете убийства, мне хочется взять автомат и засунуть его вам в задницу». Защитники галереи и Мюррея были не столь активны, как противники. Но некоторые художники открыто поддержали галерею. Уильям Кентридж, Сензени Марасела, Карел Нель и Вулиндлела Ньони свидетельствовали в пользу Мюррея перед судом. Мюррей продолжает работать над новыми произведениями, часть из которых отражает его добровольное молчание, вызванное угрозами. Одна из крупнейших церквей ЮАР даже призвала закидать его камнями. Ряд произведений станет ответом на реакцию АНК, которую Мюррей охарактеризовал как доморощенный шовинизм и политиканство.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+