Реальное коллекционирование

Зельфира Трегулова считает, что, так как для российских музеев потеряны произведения 1990–2000-х годов, музеи не должны пренебрегать возможностью брать работы из собраний частных коллекционеров для длительного экспонирования. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Зельфира Трегулова считает, что, так как для российских музеев потеряны произведения 1990–2000-х годов, музеи не должны пренебрегать возможностью брать работы из собраний частных коллекционеров для длительного экспонирования.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

В Общественной палате в рамках прошедшего в Москве Российского форума коллекционеров состоялись слушания «Коллекционирование в России: реалии сегодняшнего дня, проблемы и перспективы». Судя по солидному составу докладчиков, заявленная тема всерьез интересует наше культурное сообщество. Пока слушания практических последствий не имели, но как минимум позволили сформулировать вполне реальный список болевых точек процесса.

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, привела в пример свой музей как образец эффективной реализации частной инициативы и напомнила о прозорливости Павла Третьякова, приобретавшего картины художников конца XIX века (например, Николая Ге), шокировавшие современников. По ее словам, сегодня для российских музеев потеряны произведения 1990–2000-х годов (главные работы этого периода находятся в частных собраниях), поэтому им следует поддерживать постоянный контакт с частными коллекционерами и не пренебрегать возможностью брать вещи из их собраний для длительного экспонирования. Директор ГТГ отметила, что серьезной проблемой является и то, что российские авторы отсутствуют на мировой карте искусства, поскольку работ наших художников в крупнейших музеях мира крайне мало. Вот почему так важна недавняя инициатива Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно с рядом коллекционеров и художников, которые подарили Центру Помпиду в Париже крупную коллекцию произведений отечественного искусства, созданных за последние полвека.

Наталья Автономова, заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, рассказала о работе своего отдела, которая началась еще в советское время, и о сложностях, возникающих при передаче личных коллекций в музейное собрание, а Евгений Богатырев, директор Государственного музея А.С.Пушкина, поделился опытом сотрудничества с коллекционерами при организации выставок и издании каталогов.

Тема необходимости налоговых преференций для коллекционеров постоянно звучала на слушаниях. Говорила об этом и Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания, рассматривая варианты стимулирования активности коллекционеров и порядок государственной регистрации наиболее ценных произведений искусства, существующие за рубежом.

Михаил Абрамов, основатель частного Музея русской иконы, посетовал на то, что планирует на собственные средства построить для него новое, большее по размерам здание, но не получает в этом начинании поддержки от московских властей. Коллекционер придерживается мнения, что лучше поддерживать инициативы самих собирателей, чем предлагать им дарить предметы из их коллекций в государственные музеи.

Поддержал тему Михаил Перченко, коллекционер, президент Гильдии оценщиков при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД), рассказавший о том, что в одной из европейских стран его собрание предлагают разместить в старинном замке, а в Москве, чтобы получить помещение под музей, требуются огромные средства и руководство города не проявляет заинтересованности в поддержке таких начинаний. Михаил Перченко также затронул вопрос о предвзятом и необъективном отношении СМИ к коллекционерам. Об этом же говорил ведущий слушаний Василий Бычков, директор Центрального дома художников, глава МКААД, вспомнив, как при записи сюжета о Российском антикварном салоне корреспондент интересовался не столько произведениями искусства, сколько историями про контрабанду.

Ставшие практически ритуальными претензии к СМИ (просто по поводу того, что они обращают мало внимания на коллекционеров) действительно звучали на слушаниях. Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia, подробно рассказала их участникам о том, как работает сегодня единственное в стране ежемесячное издание, полностью посвященное проблемам художественной жизни, которое трудно упрекнуть в отсутствии интереса к проектам коллекционеров.

О непростых отношениях музеев и коллекционеров говорил Сергей Подстаницкий, коллекционер, арт-директор галереи «Мастера», также отметивший, что все больше приобретаемых произведений искусства владельцы не ввозят в Россию, предпочитая оставлять за границей. Николай Палажченко, российский представитель ярмарки искусства Art Basel, обратил внимание на нежелание многих музеев, особенно региональных, сотрудничать с коллекционерами, с его точки зрения, из-за боязни быть обвиненными в коррупции и сговоре с ними. В то же время член МКААД Александр Киселев (галерея «Даев-33») сообщил, что восемь российских городов просят организовать выставки в их малых музеях именно с использованием экспонатов, предоставляемых членами конфедерации.

Вице-президент МКААД Марина Молчанова (галерея «Элизиум) в своем предельно конкретном выступлении перечислила недостатки законодательных актов, которые практически парализуют антикварный рынок страны и крайне осложняют развитие коллекционирования. В частности, она упомянула о том, что в законе о ввозе-вывозе культурная ценность признана товаром, и, соответственно, при продаже, даже через несколько лет, ввезенной вещи коллекционер, пусть и с учетом освобождения от подоходного налога, обязан уплатить пошлину в размере 30% от ее стоимости и 18% НДС, а такая ситуация, к сожалению, способствует росту теневой части антикварного рынка. Еще одна системная законодательная проблема, осложняющая жизнь всем коллекционерам, — это требование того, чтобы купленное за рубежом произведение искусства при ввозе сопровождал лично покупатель. В случае пересылки вещи в Россию зарубежным аукционным домом или галереей новый владелец должен уплачивать таможенную пошлину. Также нуждается в пересмотре законодательная норма, когда таможенные платежи взимаются с граждан России, которые временно ввозят произведения искусства в страну (например, для проведения экспертизы или на выставку).

Арсен Мелитонян, коллекционер, член президиума Союза филателистов России, рассказал об опыте объединения отечественных коллекционеров еще в советское время, о десятках общественных организаций коллекционеров, которые существуют в наши дни, и о необходимости разработки консолидированной стратегии развития коллекционирования. Отдельно он упомянул о том, что по вопросам внесения изменений в законодательные акты, которые могли бы пойти на пользу развитию коллекционирования в России, будет подготовлена записка в соответствующий комитет Государственной Думы.

Наконец, о необходимости пропагандировать актуальное искусство и о том, что сейчас самое подходящее время для коллекционирования работ современных авторов, говорили коллекционер Пьер-Кристиан Броше и президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+