18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как запрещали изображения обнаженных детей в искусстве

Детское ню вызывало протесты общественности в разные годы. Если фотографии на традиционно запретные темы секса и смерти воспринимаются публикой в наши дни более или менее адекватно, то даже относительно невинный снимок ребенка разжигает скандал. Фотографы типа Джока Стерджеса не раз сталкивались с осуждением и подвергались штрафам, несмотря на очевидное отсутствие похотливых намерений. Оказавшиеся в центре скандала музеи и галереи по всему миру действуют одинаково: пытаясь защититься от общественного осуждения, они просто удаляют спорную работу с выставки. Мы решили вспомнить самые громкие истории, связанные с этой непростой темой.


Салли Манн

Поворотным моментом в отношении общества к детским фото стали 1990-е, именно в эти годы распространились идеи о необходимости защиты детей от фотографов. Примером таких перемен служит болезненная реакция на работу американки Салли Манн. Фотографическая карьера Манн началась со снимка обнаженной одноклассницы, в дальнейшем ее героями не раз становились друзья и родные. В 1992 году, когда Салли Манн была уже признанным мастером, в свет вышла книга ее фотографий под названием Immediate Family (в русском переводе — «Ближайшие родственники», издательство Aperture), состоящая из 65 черно-белых снимков троих детей художницы — Эммета, Джесси и Вирджинии — в возрасте до 12 лет. На фотографиях запечатлены игры во время летнего отдыха, на большинстве кадров дети предстают обнаженными. Фотограф утверждала, что хотела всего лишь показать детство глазами матери. Перед публикацией фотоальбома она консультировалась с федеральным прокурором штата Виргиния, а детям было разрешено самим отобрать кадры, которые войдут в книгу. Однако мировая общественность и церковь увидели в них иное. Манн подвергли жесточайшей критике, обвинили в распространении детской порнографии и эксплуатации детей ради получения прибыли, сомневались в законности фотографирования детей обнаженными. Впрочем, несмотря на громкий скандал, против Салли Манн никогда не возбуждалось дела по обвинению в детской порнографии. А спустя почти десять лет, в 2001 году, журнал Time уже называл ее «лучшим фотографом США».


Тирни Гирон

Тирни Гирон — фотограф из Лос-Анджелеса, известная красочными мультиэкспозиционными изображениями. В 2001 году она оказалась в центре скандала, показав на выставке «Я камера» в галерее Saatchi в Лондоне фотографии собственных обнаженных детей, которым на тот момент было четыре года и семь лет. На фото они позируют на пляже в масках диснеевских персонажей. Для Гирон эти изображения были иллюстрацией детских игр и дурашливости — публика же окрестила ее работы спорными и даже порнографическими. Фотограф активно защищала свою позицию, этот случай заставил задуматься о неоднозначности восприятия художественных произведений. Когда полиция намеревалась изъять с выставки три снимка, в ситуацию вмешался министр культуры Великобритании Крис Смит, резко раскритиковавший представителей властей за попытку цензуры.


Билл Хенсон

Этому известному австралийскому фотографу, который в 1995 году представлял Австралию на Венецианской биеннале, часто доставалось от поборников морали. Жанр ню и юный возраст героев его работ воспринимались публикой крайне противоречиво. Дело в том, что среди фотографий Хенсона встречаются изображения обнаженных или полураздетых тинейджеров в интимной обстановке. В 2008 году накануне открытия очередной отчетной выставки Хенсона в сиднейской Roslyn Oxley Gallery, с которой он постоянно сотрудничает, полиция конфисковала 20 из 41 представленной в галерее работы, признав их «порнографическими». Зрители, добравшись до модного пригорода Паддингтон, вместо вернисажа обнаружили у входа в галерею полицейский автомобиль и табличку с уведомлением о том, что открытие отменено. В отличие от британского министра, который в случае с Тирни Гирон был на стороне художницы, премьер-министр Австралии Кевин Радд осудил фотографии как «абсолютно возмутительные» и горячо приветствовал действия полиции. Случай активно обсуждался в прессе, искусствоведы тогда расценили произошедшее как цензуру и упирали на то, что фотографии Хенсона ничего общего с порнографией не имеют. Они отмечали, что снимки фотографа выставлялись во всех основных галереях Австралии, в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в музеях Сан-Франциско и Парижа и что он работает в этом стиле в течение многих десятилетий. Сам же художник в одном из интервью сказал, что фотографировал подростков, потому что в этом возрасте люди еще человечны и уязвимы, добавив: «Невозможно проконтролировать, как каждый конкретный человек отреагирует на фото».


Ричард Принс

В 2009 году скандалом обернулось открытие выставки Pop Life в лондонской галерее современного искусства Тейт Модерн. В экспозиции среди работ представителей поп-арта от Энди Уорхола до наших современников затесалась детская фотография обнаженной актрисы Брук Шилдс, звезды фильма «Голубая лагуна». Примечательно, что Брук Шилдс долгое время считалась «последней девственницей Голливуда» (да, такие подробности интимной жизни актрис часто интересуют прессу), ее мать настаивала на том, что дочь невинна и оставалась такой якобы вплоть до 25-летия. На фото художника Ричарда Принса голая десятилетняя Брук вдобавок ярко накрашена и стоит в мраморной ванной с мочалкой. Сразу несколько правозащитных организаций Великобритании запротестовали со сходными формулировками. «Это фото не имеет отношения к искусству. Если вы привлекаете людей на выставку, размещая на ней снимок обнаженного ребенка, вы используете ребенка в своих целях. И помещение такой фотографии среди подобных экспонатов, безусловно, привлечет к ней педофилов», — говорилось в заявлении организации Kidscape. Тейт Модерн, в свою очередь, быстро сдаваться не собиралась и распространила ответное заявление, где настаивала на том, что Принс — «выдающийся современный художник» и что, самое смешное, идея фото — не его. Принс просто переснял снимок, сделанный в 1975 году фотографом Гарри Гроссом для журнала Playboy. Художник выставлял эту фотографию, без афиширования имени героини, в американских галереях и даже в нью-йоркском Музее Гуггенхайма, где работа не вызвала никакого общественного резонанса. Организаторы выставки Pop Life в Тейт Модерн планировали повесить предупреждение на входе в зал с фото Брук Шилдс, однако Скотленд-Ярд предупредил музей, что по закону о защите детей снимок может быть расценен как пропаганда детской порнографии. В итоге спорный экспонат пришлось снять.


Братья Чепмен

Знаменитый дуэт обвиняли в экстремизме не только в Санкт-Петербурге. Досталось им и от римских моралистов. В 2010 году Чемпены подарили Национальному музею искусства XXI века (MAXXI) в Риме свою скульптуру, которая была включена в постоянную экспозицию. Работа под названием Piggyback изображает голую девушку-подростка на плечах другой обнаженной, у которой изо рта торчит пенис. Посетители музея протестовали, писали жалобы, но администрация не сдавала позиций, пока к делу не подключилась влиятельная организация по защите прав несовершеннолетних Observatory for the Rights of Minors. Скульптуру признали детской порнографией, и ее пришлось убрать. Директор музея Анна Маттироло пыталась отстоять искусство, заявив, что «Чепмены бросают вызов ложной морали и стимулируют освобождение». Однако правозащитники нашли что ответить. «Мы не против освобождения, но мы против детской порнографии, которая выдается за искусство», — прокомментировал тогда ситуацию Антонио Марциале.


Мэри Эллен Марк

Фотограф Мэри Эллен Марк опубликовала книгу Streetwise (в русском варианте «Искушенная улицей») —  фотодокументацию жизни Эрин Блэкуэлл, 13-летней проститутки по прозвищу Крошка, с которой Марк и ее муж Мартин Белл познакомились в 1983 году. Марк приехала в Сиэтл по заданию журнала Life, чтобы снять материал о том, как живут бездомные подростки. В черно-белых фотографиях жизнь Крошки и ее друзей, молодых людей с улиц, запечатлена абсолютно правдиво, включая сцены занятия проституцией и употребления тяжелых наркотиков. Streetwise показывает темную сторону молодежной культуры 1980-х, демонстрируя Америку такой, какой никто ее не хочет видеть. Примечательно, что дружеские отношения между фотографом и музой длились до самой смерти Мэри Эллен Марк в 2015 году. Марк повезло: ее книга заслужила лишь легкое общественное порицание. Такое благодушие, возможно, объясняется тем, что главная героиня — проститутка, а значит, ее «неправедная» жизнь и откровенные фотографии как будто бы этим изначально оправданы. Фотографическое эссе Марк легло в основу одноименного документального фильма, режиссером которого выступил Мартин Белл. Музыку к ленте написал Том Уэйтс. Фильм был номинирован на премию «Оскар».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+