18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Если в комиксе есть Тинтин, то это наверняка искусство

№46
Материал из газеты

Ретроспектива Эрже, создателя одного из самых знаменитых героев комиксов

Перед тем как стать Эрже (1907–1983), символом Бельгии и отцом Тинтина — знаменитого персонажа комиксов, он был Жоржем Реми, брюссельским сорванцом из простой семьи. Успевал по всем предметам, кроме рисования. «Я был очень ленив и почти не умел рисовать. Черкнул круг, две точки, закорючку-нос, еще одна точка стала ртом, и штрих-галка на лбу. Вот и все. Никогда не думал, что он будет таким популярным. Почему Тинтин? Понятия не имею!» — уходил от ответов Эрже. О прототипе спорят до сих пор: одни видят в этом бесстрашном мальчугане 1929 года рождения младшего брата первого героя Эрже, бойскаута Тотора, другие — его настоящего брата.

В первом же комиксе Эрже отправил своего героя, репортера бельгийской газеты, вместе с фокстерьером Милу в Советский Союз (Тинтин в Стране Советов). Про СССР Эрже знал ровно столько же, сколько рядовой бельгиец, то есть ничего. Источником информации для него стала книжка бельгийского посла Жозефа Дуйе 1928 года, рассказывающая в черных красках о девяти годах дипломатической службы на советской чужбине. Вслед за ней Эрже взялся за актуальную тогда тему колоний (Тинтин в Конго, 1931). Обвинения в симпатиях колонизаторам и расизме сыпались на его голову и в те времена, но главный скандал разгорелся уже в XXI веке, когда в Брюсселе оскорбленный конголезский студент потребовал запретить комикс. Но суд рассудил иначе: «Эрже ограничился созданием вымышленного произведения с единственной целью — развлечь своих читателей. Его юмор искренний и добрый». И точка. Сам же Эрже как от советской серии, так и от этой колониальной открещивался, в конце 1960-х заявив, что полжизни назад и антибольшевистские настроения были нормой, и с бывшими колониями у Европы были другие отношения. И не скрывал, что работал по заданию редакции: молодым не до выбора, поэтому и следующий заказ –— обличение капиталистической Америки — выполнил на отлично. Он выступал и против японских империалистов в Китае, и против фашизма. Впрочем, это не помешало ему во время оккупации Бельгии сотрудничать с коллаборационистской газетой Le Soir, что изменило и самого Эрже, и его Тинтина. Его мальчуган из репортера превратился в простого искателя приключений, а также появились новые персонажи, как Капитан Хэддок.

Но кураторы парижской выставки о черных пятнах в биографии Эрже упоминают лишь вскользь. Для них он художник, поэтому и рассказывают они о том, как формировался его стиль. Про влияние экспрессионизма и немого кино, про то, как от черно-белой печати Эрже перешел к цвету, про увлечение современным искусством и личную коллекцию, где соседствовали Энди Уорхол, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе и Рой Лихтенштейн. Отдельная тема — агентство Hergé-Publicité, созданное Эрже в 1930-х годах для выпуска рекламных афиш. Какой ему видится судьба комиксов в 2000-х годах — спросили у Эрже в 1969 году. «Я думаю, я надеюсь, что их (наконец-то!) станут цитировать… что они станут таким же самостоятельным жанром, как литература или кино». С его комиксами все так и произошло.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+