18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мауриц Эшер, который сделал невозможное видимым

В Москве откроется выставка одного из самых загадочных художников ХХ века.

Ретроспективу Маурица Корнелиса Эшера (1898–1972), создателя фантастических миров с бесконечными лестницами, фракталами и ползущими ящерицами, в Москве покажут впервые. До этого единственная в России выставка знаменитого голландского графика проходила в Эрмитаже в 2003 году. Нынешнюю выставку курирует в Московском музее современного искусства, в рамках Года Нидерландов в России, доктор искусствоведения Андрей Толстой.

Возможно, в работах Эшера так много математических построений, потому что изначально он хотел стать архитектором. Графика Эшера с изображением невозможной реальности, пространственных парадоксов неевклидовой геометрии (Относительность, 1953) еще при жизни художника стали невероятно популярными.

Более 100 представленных в Москве произведений отразят три периода творчества Эшера. С самого начала художник, которого непреодолимо притягивали повторы и серии, выбрал именно графику, дававшую возможность тиражировать образы. После эта навязчивая страсть к повторам выльется в изображения фракталов, которые голландский художник стал изображать раньше, чем математики их открыли. На выставке можно будет увидеть и первую печатную книгу Эшера — иллюстрации к истории святого Франциска Ассизского.

Основная часть работ на выставке относится к так называемому итальянскому периоду Эшера (1922–1935). Поселившись в Италии и много путешествуя по Апеннинскому полуострову, Корсике и Мальте, художник рисовал пейзажи, растения и насекомых (Цитадель Кальви, Корсика, 1928). Но даже пейзажи у него выходили необычными: с головокружительными перспективами или фантастическими ракурсами.

Тогда же художник начал свои первые эксперименты с зеркалами и сферами (Рука с зеркальной сферой, 1935). Последний период творчества Эшера, когда он переехал в 1935 году в Швейцарию и Бельгию, а в 1941 году вернулся в Нидерланды, — это и есть те самые загадочные замки, бесконечные лестницы, таинственные круговороты вывернутого наизнанку движения, фантастические геометрические конструкции-сооружения, принесшие Эшеру мировую славу. Под влиянием открытий математики и психологии родилось и его Восхождение и спуск (1960), в основе которого — «лестницаПероуза», фигура, невозможная в трехмерном мире. То же самое касается и литографии Водопад (1961). Вся современная анимация и дизайн уходят корнями в созданную Эшером эстетику движения в 3D-пространстве.

Но, что бы это ни было, влияние психоанализа или геометрия Лобачевского, миры Эшера и сегодня завораживают зрителей, которых на выставке ждут не только его работы. Из Фонда Эшера, основанного художником за четыре года до смерти, в Москву приедут также архивные фото и фильмы.

Московский музей современного искусства
Мауриц Корнелис Эшер

Москва
11 декабря — 9 февраля 2014 года

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+