Архитектурный фантаст Джованни Баттиста Пиранези в лабиринтах времени

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

ГМИИ представит 400 работ — Пиранези и тех, кто был «до» и «после»

Джузеппе Валериани (1526 – 1596). Интерьер дворцового зала. Набросок
Джузеппе Валериани (1526 – 1596). Интерьер дворцового зала. Набросок

Вряд ли можно найти другого столь же популярного художника XVIII века, как Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Уже три века литераторы, философы, историки бьются над загадкой «странного человека», как описал его Владимир Одоевский. Выставка До и после в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина тоже задумана как сюжет о том, из чего складывался стиль Пиранези и как его искусство повлияло на последующие поколения художников и архитекторов.

Экспозиция будет выглядеть следующим образом: вокруг работ самогоПиранези будут выстроены «коридоры времени», где встретятся произведения его предшественников и последователей.

Стиль Пиранези сложился в среде театральных художников барокко — братьев Валериани и семейства Галли Бибьена, им увлекались архитекторы екатерининской эпохи Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и Винченцо Бренна, советские архитекторы 1920–1930-х годов. Археолог, архитектор, график, коллекционер — каждой стороне этой неординарной личности на выставке будет уделено отдельное внимание.

Основная часть экспонатов будет  из собрании самого ГМИИ, владеющего второй по величине российской коллекцией Пиранези после Эрмитажа. Двадцать томов его офортов поступили в Румянцевский музей, а затем в Музей изящных искусств из собрания князей Барятинских и дворян Коссецких еще в 1920-е годы. Остальную часть экспозиции составят работы из коллекций музеев Российской академии художеств, Московского архитектурного института, Государственного архитектурного музея им. А.В.Щусева, а также из Фонда Чини в Венеции. Помимо хрестоматийных работ Пиранези российский зритель впервые увидит его гравировальные доски, тоже из Италии, из Центрального института графики в Риме. Всего же устроители выставки обещают около 400 экспонатов.

Центральное место на выставке займет античная тема – главная для Пиранези, блестящего знатока Античности и страстного археолога, изучавшего древние памятники непосредственно на римских раскопках. Наиболее интересные находки он зарисовывал и описал в своем четырехтомнике Римские древности. Человек предприимчивый, Пиранези делал и копии на продажу, создавал эскизы каминов и мебели по античным мотивам; их российская публика тоже увидит впервые в серии гравюр Различные способы украшения каминов и Античные вазы и канделябры.

Современной же рифмой к знаменитым римским видам Пиранези пойдут снимки фотографа Джанлуки Баронкелли. Зрителя ждут и другие сюрпризы. Известный своими руинированными пейзажами художник Валерий Кошляков специально к выставке написал полотно, вдохновленное видами Рима в духе Пиранези. А знаменитую серию Темниц мастера оживил Грегуар Дюпон, создав видеопроект, позволяющий совершить путешествие по их мрачным лабиринтам в 3D. Его тоже можно будет увидеть на выставке.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+