18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Самый дорогой из ныне живущих азиатских художников — в петербургском Манеже

В течение двух недель с 13 сентября петербургский выставочный зал «Манеж» целиком отдан китайской живописи в традиционном стиле гохуа. Экспозиция современного художника Цуй Жучжо «Мерцание гладкой яшмы» включает более 200 его работ за последние пять лет.

Родившийся в 1944 году Цуй Жучжо в настоящее время один из самых успешных китайских художников традиционного направления. После того как в прошлом году его работа «Большой заснеженный гористый пейзаж в Цзяннане»  (2013) — восемь листов размером 3х1,5 м каждый — была продана на аукционе в Гонконге за $40 млн, Цуй Жучжо превратился в самого дорогого из ныне живущих азиатских авторов. О художнике, который ранее был мало известен за пределами Китая, заговорили в мире. Популярность и высокие цены аукционных продаж обеспечиваются исключительно азиатским регионом. «Чем сильнее китайская экономика, тем больше моих работ продается», — заявил однажды Цуй Жучжо в интервью. Главный для художника жанр — пейзаж, а поражающие воображение большие размеры не редкость в его творчестве.

В Китае выполненные тушью в традиционном стиле современные работы популярны в качестве подношений официальным лицам и корпорациям. Гохуа, что в переводе означает «наша живопись», — влиятельное направление китайской живописи тушью по рисовой бумаге. Расцвет гохуа как искусства реалистического и индивидуалистического в противовес средневековой условной манере изображения случился на рубеже XIX–ХХ веков. Последние 100 лет гохуа, чья техника продолжает традиции китайского искусства III века до н.э., по-разному взаимодействовало с искусством западным — от французского импрессионизма до советского социалистического реализма. Но все же живопись гохуа сильна своими традициями и мало подвержена влиянию. Конечно, глаз европейца обнаружит на картинах Цуй Жучжо переклички с Джексоном Поллоком или Ансельмом Кифером. Но это сходство обманчиво, хотя на выставке есть работы, не только написанные кистью, но и созданные непосредственно руками: таков один из вариантов живописной техники в гохуа.

Инициатором выставки «Мерцание гладкой яшмы» и ее куратором стал ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский, познакомившийся с художником в 2014 году на выставке Цуй Жучжо в Запретном городе Пекина. После Петербурга картины отправятся в московский Манеж: поддержку выставке оказали Дмитрий Ханкин и галерея «Триумф». То, что в данном случае Петербург задает тон, особо отметил выступивший на вернисаже глава городского управления культуры Константин Сухенко.

Цуй Жучжо в своей речи упомянул имена Репина, Серова, Сурикова. По его словам, мастера реалистической школы XIX века знакомы всякому китайскому художнику и высоко ценятся ими. Художник, проживший 15 лет в Америке, изъяснялся по-китайски, тем самым поддерживая традиционный и консервативный образ. Цуй Жучжо не стремится стать понятнее западной публике и признается, что для понимания его творчества надо прежде всего изучить китайское искусство. Действительно, живописные законы и образный строй гохуа сложно понять европейцу. Чтобы объяснить широкой публике значимость представленных работ, устроители выставки воспользовались рыночными критериями как самыми простыми. Эта выставка — зримое проявление закона больших чисел: если большие форматы и 200 произведений в экспозиции далеко не предел для Цуй Жучжо, то в восприятии европейского зрителя все они сливаются в один поэтичный пейзаж.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+