18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Под музыку золотых красок

№46
Материал из газеты

Новая версия культурных связей в иконописи позволяет установить особенности распространения хризографии

Один из самых сложных и неразгаданных вопросов медиевистики — практически одновременное появление «греческой манеры» в Тоскане и Умбрии XIII века, в государствах крестоносцев, Византийской империи и ее сателлитах. Большую часть своей жизни Ярослав Фолда изучал особенности этого непростого перекрестия средиземноморских культур. В своей книге Byzantine Art and Italian Panel Painting: the Virgin and Child Hodegetria and the Art of Chrysography (Византийское искусство и итальянская живопись на дереве: икона Богоматери с Младенцем (Одигитрия) и искусство хризографии) он использует новый подход к теме культурного сотрудничества, уделяя основное внимание развитию техники хризографии — росписи икон золотыми красками. Рассматривая особенности хризографии в эпоху крестоносцев, Фолда фиксирует мельчайшие различия в развитии как формы, так и содержания известных изображений Богоматери с младенцем Иисусом на Западе и Востоке.

Примеры работы в технике хризографии Фолда прослеживает от раннего византийского искусства, затем обращается к ряду более поздних икон из монастыря Святой Екатерины на Синайском полуострове, вписывая их в культурный контекст государств крестоносцев. И лишь затем переходит к исследованию активно обсуждаемых сегодня Мадонны Кана и Мадонны Меллона из Национальной галереи в Вашингтоне, чтобы под конец описать уже авторские, а не анонимные произведения XIII века мастеров из Сиены. Разумеется, основное внимание в книге уделено Мадонне Кана и Мадонне Меллона. С тех пор как две эти иконы появились на арт-рынке в 1912 году, атрибутировали их по-разному. Авторство приписывалось и итальянским художникам, и крестоносцам, и мастерам из Византии; местом их происхождения считались самые разные центры — от Константинополя до Сиены.

По его версии, обе иконы созданы в Константинополе по заказу крестоносца в последние годы Латинской империи (около 1260), поскольку подобная иконография Богоматери на престоле была неизвестна в Византии. И хотя 100%-ной уверенности в правоте исследователя об итальянском происхождении живописцев нет, эта гипотеза снимает ряд вопросов. Она объясняет отсутствие письменных свидетельств об этих мастерах, византийскую элегантность их манеры, пристрастие к технике хризографии, а также связь с сиенской живописью, ведь синий мафорий и бледно-лиловый хитон Мадонны Кана не соответствуют византийской стилистике. Фолда систематизирует приемы хризографии знаменитого сиенского мастера Дуччо, дабы проследить связь его работ с византийским искусством и влиянием крестоносцев. Сиенский стиль, как ни одна другая местная школа, неслучайно ассоциируется у нас с золотым светом икон.

Jaroslav Folda with Lucy J. Wrapson. Byzantine Art and Italian Panel Painting: the Virgin and Child Hodegetria and the Art of Chrysography. Cambridge University Press. 492 с. £84,99, $135 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+