18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Питер Дойг или Пит Дойдж: художника принуждали через суд признать чужую работу своей

№46
Материал из газеты

Сотрудник исправительного учреждения, утверждающий, что купил в 1970-е годы картину Дойга за $100, подал против художника иск размером в $5 млн

Художник Питер Дойг стал ответчиком в необычном деле об атрибуции картины, написанной в 1970-х годах молодым заключенным. Им, как утверждают его оппоненты, был сам Дойг. Роберт Флетчер, бывший сотрудник исправительного учреждения из Канады, подал против художника иск размером в $5 млн из-за того, что тот отрицает свое авторство находящегося в собственности истца полотна. Чикагский арт-дилер Питер Бартлоу, намеревавшийся помочь Флетчеру продать картину, выступает в роли второго истца по этому делу. Бартлоу и Флетчер также хотят, чтобы суд официально атрибутировал спорное произведение — написанный акрилом на холсте пустынный пейзаж с подписью «Пит Дойдж 76», по их словам, представляющий собой квинтэссенцию стиля художника.

«Вопрос стоит уже не просто о конкретной картине Питера, — рассказал в июле в интервью газете New York Times Гордон Венекласен, продающий работы Питера Дойга в нью-йоркской Michael Werner Gallery, — вопрос стоит об авторстве как таковом. О попытке вынудить художника подписать своим именем чужую работу».

Пять лет назад один знакомый Флетчера обратил внимание на висящую у него дома картину, и хозяин начал собирать информацию о Питере Дойге, многие работы которого стоят около $10 млн. Флетчер утверждает, что знал Дойга в 1970-е годы, когда тот учился на художника в Университете Лейкхед в Онтарио, и наблюдал за созданием самого полотна, будучи сотрудником расположенного севернее Торонто исправительного центра в Тандер-Бей, где Дойг содержался за совершение связанного с наркотиками преступления. Кроме того, Флетчер был инспектором по условно-досрочному освобождению Дойга, помог ему найти работу и приобрел у него картину за $100.

Дойг, в свою очередь, утверждает, что в тот период он жил со своими родителями в Торонто и не был ни студентом Университета Лейкхед, ни заключенным исправительного центра. Он заявляет, что автором картины был покойный Питер Эдвард Дойдж. Его сестра Мэрилин Дойдж-Бовард подтверждает, что тот учился в Университете Лейкхед и содержался исправительном центре в Тандер-Бей. В данных под присягой письменных показаниях Бовард сообщила, что во время заключения ее брат брал уроки живописи, так что она полагает, что эту картину написал он.

Истцы и ответчик повторили свои заявления перед судом на предварительных слушаниях, открывшихся 8 августа в чикагском Федеральном окружном суде США по Северному Иллинойсу. Адвокат истцов допрашивал Дойга о его творческом методе на протяжении нескольких часов. Председательствовавший судья Гэри Файнерман постановил, что имеющихся материалов достаточно для начала судебного разбирательства. По информации New York Times, решение по этому делу он вынесет после того, как выслушает дополнительные свидетельства. И вот только вчера, 24 августа, суд в конце концов все же признал правоту художника и постановил, что он не писал спорной картины, сообщает АР.

В своем заявлении, процитированном в июльском материале New York Times, дилер Дойга Гордон Венекласен подчеркнул, что в данном случае «у художника и его дилера есть средства на борьбу — но что же происходит с художниками, у которых их может не оказаться?» «Они просто молча смиряются с тем, что неподлинные работы попадают на рынок в результате запугивания и безграничной жадности?» — вопрошает он.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+