1991-й: как все начиналось

Игорь Макаревич. Свобода. 1991. Холст, масло
Игорь Макаревич. Свобода. 1991. Холст, масло

1991 год — это не только Борис Ельцин на танке у Белого дома и ликующая толпа, отвоевавшая свое право на свободу, но и та самая точка, с которой началась история современного российского искусства. Музей Art4 и галерея VP Studio, отмечающая в этом году свое 20-летие, решили посвятить этому знаковому году отдельную выставку. Ее кураторы Вера Погодина и Наталья Грабарь отобрали работы, датированные 1991 годом или около него, чтобы дать развернутую картину расстановки художественных сил на пороге последнего десятилетия ХХ века.

Для многих 1990-е останутся эпохой акционизма, которая началась с непечатного слова из трех букв, выложенного телами художников из группы «Эти» на Красной площади. Однако на выставке становится ясно, насколько сложнее была панорама художественной жизни. Нелишне вспомнить, что в начале 1990-х акционисты ворвались в храм концептуализма, точно леопарды из инсталляции Анатолия Осмоловского в галерее «Риджина». Московский романтический концептуализм все еще оставался самым влиятельным течением отечественного искусства, а новое поколение выбрало не только акционизм, но и в пику «новым диким» неоакадемизм. Художники же более молодого поколения начали осваивать и другие жанры. Владислав Мамышев играет в травестию, Алексей Шульгин совершенствует взаимодействие новых технологий и искусства, приставив мотор к репродукции старинной гравюры. Авдей Тер-Оганьян в 1991 году открывает галерею в Трехпрудном переулке, где изображает объект, лежа мертвецки пьяным на полу.

На выставке анонсирован перформанс и другого столпа — Олега Кулика, в начале 1990-х куратора галереи «Риджина», но чьи громкие акции вроде убиения поросенка можно смело причислить к его произведениям. Айдан Салахова, Евгений Митта и Александр Якут уже в конце 1980-х образуют коалицию эстетов, близких по духу Новой академии Тимура Новикова. Еще более неожиданны на выставке образцы раннего творчества нынешних мэтров постмодерна: невозможно догадаться, что автор романтического ночного пейзажа с лыжниками — будущий Starz Владимир Дубосарский.

На выставке не так много «политических» работ вроде портретов Горбачева в стиле поп-арта Александра Косолапова. Часть авторов начала 1990-х, давно ушли с передовой, а их работы стали раритетами. Как  картины Свена Гундлаха и группы «Чемпионы мира» из частных коллекций — редкие гости на выставках. Коллекционные редкости — большое достоинство выставки, дающей возможность еще раз оценить искусство времени, ставшего очередной оттепелью в череде застоев. 

Музей Art4
1991
До 16 сентября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+