1991-й: как все начиналось

Игорь Макаревич. Свобода. 1991. Холст, масло
Игорь Макаревич. Свобода. 1991. Холст, масло

1991 год — это не только Борис Ельцин на танке у Белого дома и ликующая толпа, отвоевавшая свое право на свободу, но и та самая точка, с которой началась история современного российского искусства. Музей Art4 и галерея VP Studio, отмечающая в этом году свое 20-летие, решили посвятить этому знаковому году отдельную выставку. Ее кураторы Вера Погодина и Наталья Грабарь отобрали работы, датированные 1991 годом или около него, чтобы дать развернутую картину расстановки художественных сил на пороге последнего десятилетия ХХ века.

Для многих 1990-е останутся эпохой акционизма, которая началась с непечатного слова из трех букв, выложенного телами художников из группы «Эти» на Красной площади. Однако на выставке становится ясно, насколько сложнее была панорама художественной жизни. Нелишне вспомнить, что в начале 1990-х акционисты ворвались в храм концептуализма, точно леопарды из инсталляции Анатолия Осмоловского в галерее «Риджина». Московский романтический концептуализм все еще оставался самым влиятельным течением отечественного искусства, а новое поколение выбрало не только акционизм, но и в пику «новым диким» неоакадемизм. Художники же более молодого поколения начали осваивать и другие жанры. Владислав Мамышев играет в травестию, Алексей Шульгин совершенствует взаимодействие новых технологий и искусства, приставив мотор к репродукции старинной гравюры. Авдей Тер-Оганьян в 1991 году открывает галерею в Трехпрудном переулке, где изображает объект, лежа мертвецки пьяным на полу.

На выставке анонсирован перформанс и другого столпа — Олега Кулика, в начале 1990-х куратора галереи «Риджина», но чьи громкие акции вроде убиения поросенка можно смело причислить к его произведениям. Айдан Салахова, Евгений Митта и Александр Якут уже в конце 1980-х образуют коалицию эстетов, близких по духу Новой академии Тимура Новикова. Еще более неожиданны на выставке образцы раннего творчества нынешних мэтров постмодерна: невозможно догадаться, что автор романтического ночного пейзажа с лыжниками — будущий Starz Владимир Дубосарский.

На выставке не так много «политических» работ вроде портретов Горбачева в стиле поп-арта Александра Косолапова. Часть авторов начала 1990-х, давно ушли с передовой, а их работы стали раритетами. Как  картины Свена Гундлаха и группы «Чемпионы мира» из частных коллекций — редкие гости на выставках. Коллекционные редкости — большое достоинство выставки, дающей возможность еще раз оценить искусство времени, ставшего очередной оттепелью в череде застоев. 

Музей Art4
1991
До 16 сентября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+