18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Церковь станет патриаршим древлехранилищем

Церковь Спаса Нерукотворного, верхний храм знаменитой церкви Покрова в Филях, передается Музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ. Но не для регулярных богослужений, как выяснила TANR.

Оба храма, верхний и нижний, были возведены в 1690–1693 годах боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным в его загородной усадьбе. Нижний, зимний, отошедший к Русской православной церкви в 2000-м, внутри не сохранился: в 1812-м французы устроили в нем конюшню. Но верхний, летний (по сей день филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), дошел до нас в первозданном, хоть и потрепанном виде. Сохранившийся снаружи и внутри, он не просто построен в стиле нарышкинского барокко — это важнейший стилеобразующий объект. В иконостасе есть иконы работы мастеров Посольского приказа Карпа Золотарева и Кирилла Уланова. Известно, что 400 червонцев пожаловал на украшение церкви племянник Льва Нарышкина Петр I, и царь же привез для нее в 1703 году цветные витражи.

В 2013-м церковь стала памятником федерального значения, а через год настоятель Борис Михайлов заявил, что музей не следит за ней. РПЦ обратилась в Росимущество с просьбой передать ей храм для богослужений. И теперь просьба удовлетворена.

Здание действительно в неудовлетворительном состоянии — с этим директор музея Михаил Миндлин не спорит. Назначенный на этот пост недавно, Миндлин едва ли ответственен за состояние храма, к тому же план по реставрации памятников такого уровня — прерогатива Министерства культуры. Апеллируя к плохому состоянию здания, музей предложил демонтировать элементы внутреннего убранства, провести полную реставрацию и лишь после нее, установив климат-контроль, передать здание РПЦ. Минкультуры с доводами музея не согласилось и храм передало.

Что будет дальше? Эксперт, к которому обратилась TANR, — один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и заместитель председателя экспертного совета по церковному искусству Московской патриархии (МП) Андрей Баталов настаивает на том, что памятнику ничто не угрожает: «Есть мнение патриарха о том, что такие храмы, как церковь Покрова в Филях и Троицкая церковь в Никитниках (обе были переданы Московской патриархии, одна — из Музея имени Рублева, другая — из Государственного исторического музея), не должны быть приходскими. Они должны стать патриаршими древлехранилищами с особым, музейным статусом. Музей должен наблюдать за состоянием храмов, за иконостасом, определять режим богослужений. Как раз сейчас есть возможность создать форму совместного управления памятником музеем и патриархией, и надо это сделать. Того же мнения придерживается председатель Экспертного совета МП, древлехранитель Московской епархии протоиерей Леонид Калинин. Но замечу, что храм без богослужений мертв. Надо вернуть в него литургическую жизнь».

Итак, регулярные богослужения со всеми последствиями для памятника церкви не грозят. Баталов считает, что и сотрудники музея, подпадающие, по словам Миндлина, под сокращение, должны там остаться. Слухи же о катастрофическом состоянии здания, по его мнению, преувеличены. Да, церковь нуждается в реставрации — за счет государства или спонсоров, которых найдет патриархия. Что же касается предметов внутреннего убранства, то они входят в единый государственный музейный фонд. И именно музей должен будет определять, правильно ли их используют или нет.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+