18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Турция меняет отношение к византийскому наследию

№45
Материал из газеты

Эпоха греко-турецкого сотрудничества начинается с беспрецедентного в истории страны открытия двух научно-исследовательских центров. Первым совместным проектом стали обмер и фотографирование разрушенных византийских памятников, а также изучение архитектуры собора Святой Софии

Недавно в Стамбуле открылось сразу два научно-исследовательских центра, занимающихся византийским наследием. Это уникальное в истории Турции событие стало поворотным в традиционно осторожном изучении собственного неоднозначного прошлого. Новые институции должны помочь стране наладить работу по изучению искусства, археологии и тысячелетней истории Византии.

Тема византийского наследия до сих пор остается горячей, вызывая серьезные дискуссии. Так, турецкие националисты воспринимают 11 веков византийского владычества, завершившегося в 1453 году османским завоеванием Константинополя, как чуждую им «историю греков». Под влиянием мусульман из AKP, партии нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вопрос о наследии христианской Византии по-прежнему остается острым, неоднозначным.

Центр позднеантичных и византийских исследований Gabam открыт при Университете «Коч», финансируемом из частных источников. Gabam возглавляет известный турецкий искусствовед Энгин Акюрек. В центре, который занимается вопросами искусствоведения и археологии, предусмотрены две полные академические ставки, две ставки в постдокторантуре и четыре в докторантуре (одна из них для исследователей из Греции).

Через стамбульский Фонд Вехби Коча и афинский Фонд Ставроса Ниархоса поддержку центру оказывают богатейшие династии промышленников Греции и Турции. Еще в 1993 году усилиями Фонда Вехби Коча был основан Университет «Коч», а в грядущем сентябре при участии этого фонда в Стамбуле откроется Музей современного искусства «Коч» с большой и интересной коллекцией местных художников. Поддержка Gabam греческим фондом стала результатом переговоров, тянувшихся два года. «До сегодняшнего дня не существовало прецедентов плодотворного сотрудничества ученых двух стран, — говорит Акюрек. — Gabam — совместная инициатива греческих и турецких институций, которая, уверен, будет расширяться: уже сейчас мы планируем ряд совместных масштабных проектов».

Например, центр уже запустил фотопроект, документирующий сохранившиеся византийские постройки Стамбула. Команда фотографов в мельчайших деталях отсняла семь объектов, в том числе сделала 250 высококачественных фотографий знаменитого собора Святой Софии, величественного христианского храма VI века, позднее превращенного в мечеть, а теперь (с начала ХХ века) функционирующего в качестве одного из самых популярных музеев страны и мира.

Но фотографированием и обмерами строений дело не ограничивается. Gabam располагает €100 тыс. на финансирование археологических раскопок. «В нашей стране по-прежнему существуют сотни неизученных византийских объектов и тысячи архитектурных руин, не задокументированных должным образом, продолжающих разрушаться», — рассказывает Акюрек.
Также недавно свой Научно-практический центр византийских исследований открыл государственный Босфорский университет. Возглавляющая центр искусствовед Невра Нечипоглу уверена, что он будет «ускорять и поддерживать» исследования византийского наследия. Уже 20 лет греческий Фонд Онассиса помогает Босфорскому университету, а один из его стипендиатов в области истории искусства входит в совет директоров центра.

Турция активно поворачивается к своему прошлому. В 1940-х годах в Турции читался всего один курс по истории византийского искусства (в самом большом в стране Стамбульском университете). Сегодня этот предмет можно изучать в любых учебных заведениях по всей стране.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+