18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мытарства Тициана

№45
Материал из газеты

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина восстанавливаютполотно Тициана «Се, Человек» (Ecce Homo), считавшееся утраченным

Холст может войти в основную экспозицию Галереи старых мастеров, которая откроется в бывшей усадьбе Вяземских-Долгоруковых в 2018 году. Там же могут оказаться и вещи из числа «перемещенных ценностей», например итальянская живопись XVI–XVIII веков и скульптура Донателло, пострадавшие при пожаре в Берлине в 1945 году. Реставрация их уже началась.

Картина Тициана трактует один из сюжетов Страстей: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Евангелие от Иоанна, 19:5) — и происходит из знаменитой коллекции венецианского патриция Кристофоро Барбариго. После смерти Тициана в 1576 году он купил у сына художника его дом вместе со всем содержимым. В 1797-м собрание Барбариго было приобретено для Эрмитажа, а в 1924 году холст Тициана в числе других работ передали в Москву.

Почти сразу начались его мытарства. В апреле 1927 года вместе с еще четырьмя вещами картину украли. Преступник торопился и вырезал холсты неаккуратно — правый нижний угол Тициана остался в раме. Но продать ничего не смог. Одну работу — приписываемое Пизано Бичевание Христа — нашли быстро: ее вернул в музей итальянский коммерсант, холст ему предложили для продажи. А в 1931 году в зарытом в землю отсыревшем железном баке обнаружились свернутые в трубку холсты Рембрандта и Тициана. Реставратор Василий Яковлев (он же знаменитый советский академик, работавший в манере старых мастеров, лауреат двух Сталинских премий) вспоминал: «Я пытаюсь извлечь из жестянки совершенно слипшиеся, осклизлые и мокрые куски каких-то невероятных тряпок». Рембрандт был в лучшем состоянии — его Яковлев продублировал на новый холст, и в 1933 году картину продали за границу. Тициана, продублировав, законсервировали и оставили — казалось, навсегда.

Справка

После расчистки на картине Тициана проступили детали

Полотно Тициана Юпитер и Антиопа (1552), также известное как Венера Пардо, вернулось в постоянную экспозицию Лувра после длительной реставрации, начатой еще в 2002 году. Долгое время она украшала охотничий дворец испанских королей Пардо неподалеку от Мадрида. Начиная с 1661 года полотно хранится в королевских (ныне государственных) коллекциях Франции. Благодаря рентгенографическому и инфракрасному анализу Центра исследований и реставрации Музеев Франции (C2RMF) удалось выявить слои тонировок и записей, сделанных с конца XVII по XX век. Также обнаружены различные изменения, внесенные в ходе работы самим Тицианом, ведь Юпитер и Антиопа создавалась более 30 лет. Первоначально на ней была изображена только одна обнаженная женская фигура на фоне пейзажа. Расчистка производилась с 2010 по 2013 год. Были удалены потемневшие слои окислившегося лака и следы вмешательств 1949 и 1993 годов, благодаря чему на полотне вновь стали видны дома и другие детали. Кроме того,  укрепили участки с кракелюром и загрунтовали швы там, где Тициан надставлял холст и натягивал картину на подрамник большего размера.

Еще…

«Сегодня отношение к реставрации изменилось, — говорит реставратор Николай Колесников, занимающийся картиной, — появились новые возможности, материалы, приемы состыковки… Какие-то вещи можно сделать более качественно и деликатно по отношению к авторскому холсту. Прежде всего необходимо укрепить красочный слой, убрать излишки реставрационного грунта». После этого реставрационный совет оценит открывшуюся авторскую живопись, и реставрацию продолжат, несмотря на утраты. «Нет смысла оставлять картину в разрушенном состоянии, — объясняет заместитель заведующего отделом консервации и реставрации ГМИИ Надежда Кошкина. — Живопись восстановят лишь в пределах утрат. И это будет не заново написанная картина, Тициан останется Тицианом».

Впрочем, все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Грунт, нанесенный в 1930‑х, закрывает и погибшие фрагменты, и местами красочный слой. «Обычная история, — говорит ведущий научный сотрудник и хранитель коллекции итальянской живописи ГМИИ Виктория Маркова. — Грубая грунтовка, нанесенная как штукатурка, — это прямое указание, что под грунтом есть авторская живопись. Непонятно только, в каком объеме. Законсервировали ее не лучшим образом, но, слава богу, этот грунт размывается. Механическим способом убирать грунт страшно: живопись у венецианцев более хрупкая, чем у флорентийцев, не было у них такой системы многослойной живописи, как, скажем, у Рафаэля. И хотя сама техника Тициана, его импровизацион­ная манера письма подразумевает многослой­ность (он писал «сырым по сырому», сразу внося изменения), в этой картине слоев почти нет. Для Тициана это нетипично, но таких его вещей много. Это работа 1570-х годов, очень поздний Тициан».

Картина всегда была известна, но изъятие ее из научного оборота породило много слухов. Маркова вспоминает, как в 1970-х один западный искусствовед, перепутав провенанс, указал другой холст Тициана как картину из собрания Барбариго. Но там оказалась лишь одна из версий той же композиции, скорее всего, кого-то из учеников. Сегодня авторство Тициана не подвергается сомнению. Когда реставрацию завершат, картина, видимо, окажется в Галерее старых мастеров, открывающейся в 1918 году. Это будет совсем новая экспозиция, ведь из почти 700 произведений из собрания итальянского искусства сегодня можно увидеть лишь 140. В этом списке есть вещи из «особого фонда» — те, что попали в музей после войны. Некоторые из них в 1995-м показывали в Пушкинском на выставке Дважды спасенные, а три произведения — тондо Бьяджо Д’Антонио, Женщина с розой Париса Бордоне и Распятие с центурионом мастерской Веронезе — с тех пор в постоянной экспозиции. Еще 122 работы из числа перемещенных показали год назад на выставке Итальянская живопись XVI–XVIII веков, прошедшей, на удивление, тихо. Однако винить в такой «незаметности» музей нельзя. Ведь и каталог этих картин, составленный Викторией Марковой в начале 2000-х, вышел из печати лишь в 2014 году. Государство не стремится быстро раскрывать секреты.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+