18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки как состояния ума

Марина Лошак. Фото Ман Рэй/ГМИИ им. Пушкина
Марина Лошак. Фото Ман Рэй/ГМИИ им. Пушкина

Сегодня особенно приятно чувствовать себя человеком, который может строить долгосрочные планы. И от того, насколько далеко мы смотрим вперед, зависит качество выставок, которое мы получим. Наш посетитель, который приходит к нам в Пушкинский музей, разумеется, не задумывается об этом, да он и не должен. Между тем музейный backstage (то есть закулисье) многоступенчатый и довольно сложный. Каждая выставка, каждый проект требует от нас два, три, четыре года кропотливой работы — за редким исключением, когда случается что-то неожиданно счастливое, и ты просто обязан использовать этот шанс. Не упустить его. Соответствовать ситуации.

Неторопливость пути — это тоже ведь крайне важная составляющая музейной жизни, это то, чего так не хватает современному человеку в его каждодневном существовании, — возможность задуматься не просто на пять минут, а думать и размышлять над тем, что увидел, долго, получая удовольствие от этих раздумий. Пути воздействия искусства не назовешь прямыми, художественные ассоциации приходят и уходят. Совсем как любовь.

Вообще, думать, разговаривать, обмениваться мыслями — важное состояние и свойство ума, которого, как мне кажется, человеку не хватает сегодня, но которое в избытке есть в музее как в организме. Как в системе, заточенной вызывать сильные чувства. Поэтому, когда к нам приходит наш зритель, я надеюсь, он ощущает глубину раздумий, стоящих буквально за каждым выставочным проектом, те профессиональные и иногда отчаянные перфекционистские шаги, которые мы совершаем. Через это, кстати, в большей степени и проявляется атмосфера музея, ведь наши экспозиционные планы — это, безусловно, сильная сторона Пушкинского музея.

Уже сейчас мы договариваемся о проектах, которые должны состояться не только в 2020-м, но и в 2021–2022 годах. Более того, мы находимся в том счастливом состоянии, когда строим новый музей и пошагово планируем всю его ежедневную жизнь. Мы пытаемся, чтобы в каждом новом пространстве, которое так или иначе появляется в музее, возникал проект, дополняющий другие составляющие Пушкинского, проект, дающий новое понимание, новые смыслы, больший объем «расширенного смотрения», как говорил художник-авангардист Михаил Матюшин.

Поэтому мы предлагаем нашим зрителям помечтать об этом вместе с нами, представив, что им предстоит увидеть в недалеком будущем. А это Пиранези, чуть позже Гойя, потом Эль Греко, Фрида Кало, Жоан Миро, Марино Марини, Арчимбольдо и множество других самых разных, увлекательных и прекрасных выставочных возможностей.

А самое ближайшее событие, которое, я уверена, все: и мы в музее, и зрители — ждут с огромным волнением, — это первая в России выставка произведений гениального Рафаэля. Уже в сентябре этого года порядка 15 живописных произведений и рисунков приедут в наш музей. Среди них знаменитый Автопортрет из галереи Уффици, а также парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци и Мадонна делла Седиа (или Мадонна в кресле) из галереи Палатина в палаццо Питти. Уже совсем скоро, в 2020 году, мир будет отмечать 500-летие со дня смерти Рафаэля, и наша выставка станет первой в значительном ряду событий, приуроченных к этой дате.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+