18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Зачем советской власти нужны были «каменные гости»?

Искусство барельефа оказывалось на острие времени в СССР лишь два раза: когда им злоупотребляли и когда от него отказывались

В основе монографии Марии Силиной «История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920–1930-х годов в СССР» лежит защищенная в 2011 году диссертация. Можно только порадоваться, что свежие научные исследования публикуются в столь краткие для академических структур сроки.

Автор всячески сторонится какой-либо методологии, и такую позицию можно рассматривать как несомненное достоинство работы, сосредоточенной исключительно на сборе и классификации материала. Конечно, монументальный рельеф никогда не претендовал на то, чтобы стать «важнейшим из всех искусств», однако этот жанр как минимум дважды оказывался на средоточии принципиальных стилевых перемен. Мария Силина на конкретном материале показывает, как в начале 1930-х в связи с изменившимися идеологическими установками на уже готовые конструктивистские постройки накладывали рельефы. В начале 1950-х по прямому указанию Никиты Хрущева, наоборот, рельефы сбивали со стен уже почти готовых зданий в рамках борьбы с архитектурными излишествами.

При этом автор, владеющий столь обширным материалом, предпочитает не вступать в полемику с культурологом Владимиром Паперным, который еще в 1985 году ярко описал эти мутации советской архитектуры в своем трактате «Культура Два». Но таков стиль нашего академического искусствознания, где понятия «Gesamtkunstwerk Сталин» (Борис Гройс) или «зодчий Сталин» (Дмитрий Хмельницкий) считаются не более чем эссеистской риторикой, не основанной на должной методологической и документальной базе.

Конечно, было бы преувеличением считать, что генералиссимус лично вникал в тонкости украшения вокзала на далекой станции Белоостров, однако все же придется признать, что именно он и был генеральным заказчиком и создателем конкретного стиля. Парадоксально, но в данном случае все у него получилось, «как у людей».

Исследователь тактично уходит от сравнений сталинской архитектуры с гитлеровской Германией и муссолиниевской Италией, зато приводит множество интереснейших аналогий с соответствующими явлениями в строительстве стран с демократическим правлением. С Францией и США. Давно уже показано, что, несмотря на колоссальные идеологические отличия, это все же был единый стиль — ар-деко. Однако Мария Силина предпочитает термин «монументально-декоративное искусство», который в европейских языках не используется, его ввели советские теоретики: Борис Терновец, Иван Маца, Давид Аркин и другие. Среди классиков российского искусствознания не было идеологических монстров, хотя все эти прекрасные люди и шли на разного рода компромиссы, так или иначе вписываясь в ситуацию своего времени. Да и это самое «монументально-декоративное искусство» оказалось в СССР заповедником мастерства, мастеровитости и профессионализма, в отличие от скульптурных монстров и огромных тематических соцреалистических картин, которые уж точно ни в какой мировой контекст не пролазят и могут рассматриваться лишь как глобальный исторический курьез. А рельефы сталинского времени, то есть опусы, происходящие из маргинальной части соцреалистического проекта, мы видим каждый день. И никакого брезгливого этического отторжения или истового поклонения они не вызывают.

Самое интересное, что тщательное исследование, проведенное Марией Силиной, дает все основания говорить о том, что советский художник вовсе не был творческой индивидуальностью в классическом смысле. Конечно, и в классической схеме «автор — заказчик» возникали непримиримые противоречия. Американские капиталисты заказывали фрески мексиканским муралистам, которые все как один были ярыми троцкистами, — а потом сбивали уже готовые фрески. Но произведение советского художника должно было пройти такую немыслимую систему утверждающих комиссий, что в результате партийные бонзы оказывались прямыми соавторами окончательного варианта работы.

Однако и даже через эти строгие фильтры иногда просачивались вещи удивительные. К сожалению, Мария Силина не упомянула имя автора знаменитого барельефа на фасаде электроподстанции метрополитена на Большой Никитской, д. 7/10. Поспешая в консерваторию, мы все никак не поймем, что этот человек имел в виду, изображая троицу пролетариев, занятых чем-то, мягко говоря, странным.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+