Кураторы предлагают заново оценить наследие Шарля Лебрена, первого живописца и арт-директора «короля-солнца»

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

В филиале Лувра в Лансе открылась грандиозная выставка любимого художника Людовика XIV

Шарль Лебрен. Конный портрет канцлера Сегье. Около 1660.
Шарль Лебрен. Конный портрет канцлера Сегье. Около 1660.

Номер в парижском отеле Ritz, где более 30 лет прожила Коко Шанель, хранил тайну, которая открылась в 2012 году во время капитальной реконструкции здания. Потемневшая картина, с незапамятных времен висевшая над столиком в гостиной номера, оказалась при ближайшем рассмотрении произведением Шарля Лебрена (1619–1690), главного художника при дворе «короля-солнца» Людовика XIV. В 2013 году на Christie’s нью-йоркский Метрополитен-музей купил это полотно — Жертвоприношение Поликсены (1647) — за рекордные для художника €1,4 млн. Своего рода открытие и переоценку творчества Лебрена кураторы первой за полвека большой выставки его работ предлагают сделать и ее посетителям. А уже упомянутое Жертвоприношение Поликсены — одна из 235 работ, включенных в эту масштабную экспозицию, куда вошли и картины из частных собраний, раньше не выставлявшиеся.

Сын простого каменщика, Шарль Лебрен сделал головокружительную карьеру, на 30 лет став главным живописцем Людовика XIV, руководителем гобеленовой мануфактуры, первым президентом Академии живописи и скульптуры, а затем и президентом Французской академии в Риме, функционирующей по сей день. Лебрен был главным во всех смыслах и ипостасях, фактически насаждал свои довольно консервативные вкусы в искусстве, зорко следя за работавшими под его руководством художниками, чтобы они не отклонялись от принятых при дворе жестких художественных канонов, шла ли речь о живописи, декоре интерьеров или садовой скульптуре. Он действительно был талантливым управляющим, наделенным к тому же исключительными полномочиями. Именно благодаря его организаторским способностям в XVII веке появились Зеркальный зал в Версальском дворце и Аполлонова галерея в Лувре. Оба они, как и ряд других интерьеров, декорированных под руководством Лебрена, недавно отреставрированы и позволят по-новому оценить его талант, чтобы наконец отвести первому художнику Людовика XIV достойное место рядом с Рубенсом и Бернини.

Выставка в Лансе делает акцент на тех новшествах, которые ввел в художественную практику Шарль Лебрен. В экспозицию помимо живописи включены гобелены по его эскизам и на редкость выразительные для своего времени наброски с изображением животных. А через стеклянную стену можно понаблюдать за реставрацией одного из полотен Лебрена — Христос в Гефсиманском саду (около 1660). 

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+