18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выходя из тени Парижа

№44
Материал из газеты

Лион оказался не так прост, как считали

Провинциальным городам Франции пришлось учиться жить в тени Парижа. Одни, как Марсель, предпочли смотреть в другую сторону — на море, другие выбрали радость новой близости к столице, ставшей доступнее с появлением скоростных поездов TGV. Лион, как считал Стендаль, никогда не славился обилием «великих мужей» и даже, казалось, наоборот, радовался их отсутствию. Лишенная амбиций витальность Лиона контрастировала не только с Парижем, но и с другим городом на Роне — Женевой, где Руссо, Кальвин и прочие оттачивали дарования или «извлекали выгоду из своих талантов».

Книга Lyon Renaissance: Arts et Humanisme (Лион эпохи Возрождения: Искусства и гуманизм) сопровождает одноименную выставку в Музее изобразительных искусств Лиона, позволившую по-новому увидеть и переосмыслить историю города. Открывается она картиной из Лувра флорентийского художника Франческо Сальвиати Неверие Святого Фомы (1543–1547). И как нельзя кстати, ибо заказчиком полотна была большая флорентийская община Лиона, что служит доказательством тесных связей города с Италией в эпоху Возрождения. К сожалению для Лиона, во время Великой французской революции картину перевезли в Париж, где она остается по сей день. Историю эту можно считать символом превратностей судьбы, с которыми на протяжении веков приходилось бороться Лиону. Когда город не опустошали наводнения, он становился ареной религиозных столкновений, особенно в 1560-е годы. Под властью римлян Лион был главным городом провинции Галлия (под названием Лугдун) и, как мы узнаем из книги, считался «второй после Авиньона столицей любви». При этом странно, что в таком древнем городе почти нет эффектной архитектуры масштабов Арля или Нима. Хотя многочисленные небольшие памятники местные ученые начали откапывать и расшифровывать сохранившиеся на них надписи еще в XVI веке.

Лионские ремесленники превратили город в центр книгопечатания и издательского дела, конкурируя в этом с Парижем. Не обремененные близостью университета, они издавали прежде всего книги на французском языке, в противовес ученой латыни, и естественно-научную литературу. Каталог выставки дает возможность увидеть, как в эпоху Возрождения разные жанры взаимно обогащали друг друга. Лион стал центром французской майолики, это компенсировало отсутствие цветных красок и ярких миниатюр в местных печатных книгах. Технологию керамического производства сюда привезли художники из итальянского региона Марке, для которых, равно как и для флорентийцев и многих других иноземцев, Лион стал местом, где они смогли реализовать себя. Город был ключевой остановкой в итальянских кампаниях французских королей, где их приветствовали joyeuses entrées, славившимися роскошью и многолюдностью. Связанная с военными торжествами бурная художественная деятельность породила знаменитую традицию изготовления памятных медалей и разно­образных портретов, ставшую эмблематичной для «тихого» Лиона. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+