18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Выходя из тени Парижа

№44
Материал из газеты

Лион оказался не так прост, как считали

Провинциальным городам Франции пришлось учиться жить в тени Парижа. Одни, как Марсель, предпочли смотреть в другую сторону — на море, другие выбрали радость новой близости к столице, ставшей доступнее с появлением скоростных поездов TGV. Лион, как считал Стендаль, никогда не славился обилием «великих мужей» и даже, казалось, наоборот, радовался их отсутствию. Лишенная амбиций витальность Лиона контрастировала не только с Парижем, но и с другим городом на Роне — Женевой, где Руссо, Кальвин и прочие оттачивали дарования или «извлекали выгоду из своих талантов».

Книга Lyon Renaissance: Arts et Humanisme (Лион эпохи Возрождения: Искусства и гуманизм) сопровождает одноименную выставку в Музее изобразительных искусств Лиона, позволившую по-новому увидеть и переосмыслить историю города. Открывается она картиной из Лувра флорентийского художника Франческо Сальвиати Неверие Святого Фомы (1543–1547). И как нельзя кстати, ибо заказчиком полотна была большая флорентийская община Лиона, что служит доказательством тесных связей города с Италией в эпоху Возрождения. К сожалению для Лиона, во время Великой французской революции картину перевезли в Париж, где она остается по сей день. Историю эту можно считать символом превратностей судьбы, с которыми на протяжении веков приходилось бороться Лиону. Когда город не опустошали наводнения, он становился ареной религиозных столкновений, особенно в 1560-е годы. Под властью римлян Лион был главным городом провинции Галлия (под названием Лугдун) и, как мы узнаем из книги, считался «второй после Авиньона столицей любви». При этом странно, что в таком древнем городе почти нет эффектной архитектуры масштабов Арля или Нима. Хотя многочисленные небольшие памятники местные ученые начали откапывать и расшифровывать сохранившиеся на них надписи еще в XVI веке.

Лионские ремесленники превратили город в центр книгопечатания и издательского дела, конкурируя в этом с Парижем. Не обремененные близостью университета, они издавали прежде всего книги на французском языке, в противовес ученой латыни, и естественно-научную литературу. Каталог выставки дает возможность увидеть, как в эпоху Возрождения разные жанры взаимно обогащали друг друга. Лион стал центром французской майолики, это компенсировало отсутствие цветных красок и ярких миниатюр в местных печатных книгах. Технологию керамического производства сюда привезли художники из итальянского региона Марке, для которых, равно как и для флорентийцев и многих других иноземцев, Лион стал местом, где они смогли реализовать себя. Город был ключевой остановкой в итальянских кампаниях французских королей, где их приветствовали joyeuses entrées, славившимися роскошью и многолюдностью. Связанная с военными торжествами бурная художественная деятельность породила знаменитую традицию изготовления памятных медалей и разно­образных портретов, ставшую эмблематичной для «тихого» Лиона. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+