18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Четверть века русского современного искусства в петербургском Манеже

Реконструкция Центрального выставочного зала «Манеж», сам адрес которого: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 1 — уже звучит значительно, была проведена в необычайно короткие для такого сложного объекта сроки: работы внутри здания начались прошлым летом, а в декабре 2015 года вчерне законченные интерьеры смогли увидеть участники Петербургского культурного форума и министр культуры Владимир Мединский, проведший здесь однодневный симпозиум под названием «Современное искусство: вместе или рядом?». Тогда же был воплощен в жизнь эскизный вариант экспозиции с работами Юрия Аввакумова, Олега Кулика, Алексея Каллимы, группы AES + F, превратившийся сейчас в полномасштабную выставку под названием «Русские художники на Венецианской биеннале».

Начать деятельность обновленного выставочного зала таким проектом — идея Семена Михайловского, хорошо известного в качестве ректора Института имени Репина петербургской Академии художеств, комиссара российского павильона в Венеции и выступившего в Манеже в качестве куратора. Цель, которую преследовали организаторы выставки, проста и вместе с тем сложна — познакомить широкого зрителя с лучшими достижениями отечественного искусства за последние 25 лет, учитывая, что пластический язык современных художников неоднозначно воспринимается широким зрителем. Однако это не просто выставка в жанре дайджеста — перед нами реальное доказательство российского присутствия на одной из главных мировых площадок искусства, совершившееся за последние 25 лет. Участию России в Венецианской биеннале была посвящена выпущенная Stella Art Foundanion в 2013 году книга под редакцией Николая Молока. Собранная в этом объемистом издании важная информация предстает перед зрителями экспозиции в Манеже нанесенной на футболки, развешанные, словно на просушку, поперек первого этажа. Россия и Советский Союз принимали участие в биеннале в Венеции с 1914 года (считая 20-летний перерыв с начала 1930-х по 1956 год), но явлением заметным и привлекающим всеобщее внимание российский национальный павильон становится только в 1990-е годы.

Экспозиция выставки, как и сам реконструированный Манеж, оставляет визуальное ощущение легкости, притом что здесь демонстрируются работы музейного качества и значения. В аванзале представлены произведения Сергея Шеховцова, Тимура Новикова, Юрия Аввакумова и других художников. Центр первого этажа занимают «Абак» Сергея Шутова, показанный в Венеции в 2001 году, и видео AES + F Inverso mundus. На втором этаже, эффектно и оригинально решенном с помощью выставочных стендов из гофрокартона, показываются преимущественно работы авторов московского концептуализма.

Групповая выставка — тем более в новом пространстве — всегда становится для экспозиционера сложной задачей, однако Семен Михайловский решил ее с блеском. За прошедшие 25 лет русское искусство успело музеефицироваться, и работы на выставку предоставили не только художники, но и институции, среди которых Русский музей, петербургский Новый музей, Московский музей современного искусства. Всех их куратор горячо поблагодарил во вступительном слове.

Петербургский центральный выставочный зал — муниципальное учреждение культуры, финансируемое из бюджета города. Выступивший на церемонии открытия глава Управления культуры Константин Сухенко однозначно поддержал курс на современное искусство, взятый директором Манежа Павлом Пригарой и его командой. В свою очередь Павел Пригара предложил сделать 25 июня днем обновленного Манежа и пригласил собравшихся на вернисаж прийти ровно через год с теми же пригласительными билетами.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+