18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Четверть века русского современного искусства в петербургском Манеже

Реконструкция Центрального выставочного зала «Манеж», сам адрес которого: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 1 — уже звучит значительно, была проведена в необычайно короткие для такого сложного объекта сроки: работы внутри здания начались прошлым летом, а в декабре 2015 года вчерне законченные интерьеры смогли увидеть участники Петербургского культурного форума и министр культуры Владимир Мединский, проведший здесь однодневный симпозиум под названием «Современное искусство: вместе или рядом?». Тогда же был воплощен в жизнь эскизный вариант экспозиции с работами Юрия Аввакумова, Олега Кулика, Алексея Каллимы, группы AES + F, превратившийся сейчас в полномасштабную выставку под названием «Русские художники на Венецианской биеннале».

Начать деятельность обновленного выставочного зала таким проектом — идея Семена Михайловского, хорошо известного в качестве ректора Института имени Репина петербургской Академии художеств, комиссара российского павильона в Венеции и выступившего в Манеже в качестве куратора. Цель, которую преследовали организаторы выставки, проста и вместе с тем сложна — познакомить широкого зрителя с лучшими достижениями отечественного искусства за последние 25 лет, учитывая, что пластический язык современных художников неоднозначно воспринимается широким зрителем. Однако это не просто выставка в жанре дайджеста — перед нами реальное доказательство российского присутствия на одной из главных мировых площадок искусства, совершившееся за последние 25 лет. Участию России в Венецианской биеннале была посвящена выпущенная Stella Art Foundanion в 2013 году книга под редакцией Николая Молока. Собранная в этом объемистом издании важная информация предстает перед зрителями экспозиции в Манеже нанесенной на футболки, развешанные, словно на просушку, поперек первого этажа. Россия и Советский Союз принимали участие в биеннале в Венеции с 1914 года (считая 20-летний перерыв с начала 1930-х по 1956 год), но явлением заметным и привлекающим всеобщее внимание российский национальный павильон становится только в 1990-е годы.

Экспозиция выставки, как и сам реконструированный Манеж, оставляет визуальное ощущение легкости, притом что здесь демонстрируются работы музейного качества и значения. В аванзале представлены произведения Сергея Шеховцова, Тимура Новикова, Юрия Аввакумова и других художников. Центр первого этажа занимают «Абак» Сергея Шутова, показанный в Венеции в 2001 году, и видео AES + F Inverso mundus. На втором этаже, эффектно и оригинально решенном с помощью выставочных стендов из гофрокартона, показываются преимущественно работы авторов московского концептуализма.

Групповая выставка — тем более в новом пространстве — всегда становится для экспозиционера сложной задачей, однако Семен Михайловский решил ее с блеском. За прошедшие 25 лет русское искусство успело музеефицироваться, и работы на выставку предоставили не только художники, но и институции, среди которых Русский музей, петербургский Новый музей, Московский музей современного искусства. Всех их куратор горячо поблагодарил во вступительном слове.

Петербургский центральный выставочный зал — муниципальное учреждение культуры, финансируемое из бюджета города. Выступивший на церемонии открытия глава Управления культуры Константин Сухенко однозначно поддержал курс на современное искусство, взятый директором Манежа Павлом Пригарой и его командой. В свою очередь Павел Пригара предложил сделать 25 июня днем обновленного Манежа и пригласил собравшихся на вернисаж прийти ровно через год с теми же пригласительными билетами.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+