18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Петербургский Манеж открывается после реставрации

В Петербурге после трехлетней реставрации 25 июня открывается Центральный выставочный зал «Манеж». Выходящий фасадом на Исаакиевскую площадь манеж Конногвардейского полка был построен в 1804–1807 годах Джакомо Кваренги. Полтора с лишним века спустя он был передан в ведение Союза художников, и к 60-летию Октябрьской революции в 1977 году в нем открылся выставочный зал. Манеж был разделен на два этажа, обильно декорированных искусственным мрамором в духе архитектуры брежневского застоя. В ходе нынешнего ремонта его кардинально реформировали, интерьер зала стал визуально просторнее и выглядит более «очеловеченным».

Приоритетами обновленной площадки становятся все формы и виды современного искусства — Центральный выставочный зал начинает свою работу выставкой «Русские художники на Венецианской биеннале», которую курирует комиссар российского павильона в Венеции, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Семен Михайловский. Перед Манежем стоит задача вернуть себе место на культурной карте города, а этого можно добиться насыщенной и интересной программой.

Накануне открытия корреспондент TANR узнал у трех людей, отвечающих за Манеж: его директора, проектировщика интерьеров и куратора, — о проведенных за это время работах, планах и задачах реконструированной площадки.


Павел Пригара
Директор Центрального выставочного зала «Манеж»

Какова структура обновленного Манежа, как будет устроена его жизнь?

Когда мы думали о концепции Центрального выставочного зала «Манеж», нам хотелось немного отойти от определения «выставочный зал». То, к чему мы стремимся, — это культурная институция, в основе которой будут выставки, посвященные современному искусству.

В структуре «Манежа» останется Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков в здании на канале Грибоедова. Он обретает статус филиала под руководством Марины Джигарханян и начинает самостоятельную жизнь, обладая коллекцией искусства высокого музейного качества и концепцией. Мы сознательно разделили две структуры, выполняющие несколько различные функции.

Здание на Исаакиевской площади, дом 1, позволяет проводить не только художественные мероприятия, но и симпозиумы, конференции, тематически не связанные с искусством. Мы сознательно дополнили Манеж такими элементами, как книжный магазин, библиотека, кафе. Идея структурирования пространства позволит нам параллельно делать разные проекты.

В ЦВЗ создается пространство, которое легко подстроить под любой проект. Функционально оно оснащено полностью, даже, можно сказать, сверх меры: есть все необходимые электрические мощности, Интернет, возможности для передачи изображения и звука, устанавливаются практически любые с точки зрения нагрузок конструкции, открытые балки потолка позволяют навешивать мобильный свет в любом месте, тем самым давая свободу дизайнерам и кураторам для создания художественных проектов.

Какая у вас программа-максимум, каких первых успехов вы хотите достичь? Возможно, это как-то связано с уже планируемыми проектами?

В 2016 году зал выходит из ремонта, и первая задача — проверить его приспособляемость к разного рода проектам, прежде всего это касается использования пространства и его технических возможностей. Поэтому, формируя программу на 2016 и 2017 годы, мы стремились к разным событиям — от традиционных конференций на один-два дня, когда выставочный зал просто принимает гостей, до крупных художественных проектов, активно совмещающих мультимедийную составляющую с классическим искусством, использованием разного рода экспозиционных конструкций, показом больших художественных объектов. Одна из наших ближайших задач — опробовать внутри Манежа театральный проект. Уже есть предложения проводить здесь концерты, как классической, так и современной музыки, в том числе электронной.

В этом году мы хотим испытать зал событиями как можно больше. Мы должны убедиться в том, что его возможности достаточны для любого проекта, ограниченного только объемами и площадями Манежа. Вслед за этим мы думаем о создании площадки международного уровня. Нам хотелось бы конкурировать с главными европейскими и мировыми выставочными институциями. Сверхзадача состоит в том, чтобы кураторы крупных художественных проектов, которые в значительной степени формируются сейчас как гастролирующие, сразу думали о Манеже и примеряли их к нашему пространству. Хотелось бы, чтобы в этом зале оказывалось все лучшее из происходящего сейчас в выставочной и художественной жизни на планете, — в этом наша главная амбиция.


Александр Кривенцов
Независимая архитектурная мастерская «Циркуль»

Ваша мастерская прежде не имела опыта работы с такими большими интерьерами выставочной и музейной функции?

Мастерская «Циркуль» существует с 2008 года. Интерьерами мы занимаемся крайне редко, в основном мы работаем над реконструкцией и реставрацией объектов с приспособлением под современное использование. Сейчас сдается жилой квартал напротив Новой Голландии — дом Проппера; среди наших работ — реновация Сестрорецкого курорта под Санкт-Петербургом,  гостиница «Эрмитаж» на улице Правды.

В Манеж мы пришли как команда вместе с Павлом Пригарой и Семеном Михайловским в июле прошлого года. За полтора месяца мы разработали проектную документацию и с сентября начали работать. Этот объект для нашей мастерской — бессонные ночи проектирования, а потом строительства, что немного напоминает мне времена обучения в Академии художеств.

Я пришел в Манеж в первый раз, когда здесь никого не было, и мне захотелось раскрыть пространство зала совсем иначе, чем было раньше, при этом сохранив его аутентичность. Ведь многие люди, которые будут приходить в этот зал, бывали здесь прежде, и мне хотелось не испортить их воспоминания.

Важной задачей было перенести функции. Мы переместили гардероб во входную зону, сдвинув кассовый центр в зал, тем самым сделав бесплатным вход в кафе и полным обозрение всего выставочного пространства. Также мы раскрыли пространство балок, сделали их функциональными. Что касается дизайна, то он должен помогать художникам и кураторам максимально использовать функцию, чтобы выжимать из зала все соки. Поэтому мы сделали абсолютно нейтральное, правильное, построенное на трех цветах пространство.

Помимо выставочного пространства, я хотел превратить этот зал в место коммуникации между людьми. Манеж должен стать центром притяжения разных людей, от бизнеса до арта, независимо от выставок, потому что экспозиция существует отдельно, а зал должен жить все время. Я думаю, у нас все получилось, чему я безумно рад.


Семен Михайловский
Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, комиссар павильона России на Венецианской биеннале

Манеж открывается выставкой «Русские художники на Венецианской биеннале». В 2013 году вышла книга с таким названием — том, составленный Николаем Молоком, с роскошным дизайном Андрея Шелютто. За 25 лет художники и их произведения не устарели?

По понятным причинам для меня было важно представить художников, которые экспонировали свои работы в национальном павильоне, в основном проекте и параллельной программе. На первой выставке в обновленном Манеже мы показываем тех, кто участвовал в этом крупнейшем мировом форуме. Отсюда название выставки — «Избранное». Соединяя их в одном пространстве, на большой площади, мы, по сути, рассказываем историю современного русского искусства. Ведь на биеннале попадают уже признанные, имеющие репутацию и вес. На сегодняшний день, во всяком случае, это так.

Широкая аудитория в Петербурге не очень знакома с современным искусством. В известном смысле это историческая выставка: показывается не актуальное современное искусство, а ретроспектива — то, что было. Будет несколько работ, которые экспонировались в 1977 году на так называемой Биеннале несогласных (или Биеннале диссидентов).

Мне кажется интересным связать через современное искусство Северную Венецию с настоящей. Мост длиной в четверть века. Мы сейчас думаем о том, что будет дальше. И естественно, оглядываемся назад. Я бесконечно благодарен художникам, галеристам, коллекционерам, руководителям музеев — всем, кто помогал делать эту выставку.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+