18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Магия и сила воображения

Странно, конечно, что до сих пор нет систематического каталога работ Джованни Лоренцо Бернини, одного из величайших мастеров итальянского искусства, выдающегося представителя сложного периода, не совсем верно описываемого как барокко.

Единственная попытка Маурицио и Марчелло Фаджоло Деларко обобщить корпус его работ датируется 1966 годом, после чего, впрочем, исследования творчества Бернини не прекращались, постоянно уточняясь и дополняясь. Отсутствие обобщающего каталога объясняется огромной и многообразной деятельностью Бернини, делающей систематизацию его произведений трудной и пугающей любого, кто посмотрит в сторону титанической деятельности мастера.

Первый фундаментальный шаг в этом направлении решились сделать Мануэла Гобби и Барбара Джатта в книге I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana (Рисунки Бернини и его школы из Ватиканской апостольской библиотеки), где рассмотрено почти 400 рисунков Бернини и его школы, принадлежащих собраниям Святого престола.

Каталог совпадает с недавней публикацией издательства Kerber Verlag, посвященной другой значительной группе рисунков художника, — каталогом выставки Бернини. Автор барочного Рима, прошедшей год назад в Музее изобразительных искусств Лейпцига. Теперь, таким образом, описан широкий круг графических работ мастера, свидетельствующих о его гениальности, изобретательности и воображении, высоком качестве рисунка и способности находить простые решения сложных проблем. Гобби и Джатта распределяют рисунки по категориям: архитектурные, фигуративные (включая карикатуры), эскизы к религиозным композициям. Среди архитектурных рисунков (самая многочисленная группа) привлекают внимание наброски балдахина, гигантского бронзового купола над главным алтарем собора Святого Петра. В первом эскизе Бернини ищет решение сложной проблемы — завершения верхней части сооружения; во втором, проявляя театральность мышления, он преобразует балдахин в центральную точку точного и эффектного обрамления фантасмагорической кафедры. Среди прочего в книге представлены рисунки, составляющие первую стадию концептуальных разработок римского фонтана Четырех рек, и эскизы колоннады и фасада собора Святого Петра.

Это издание предназначено профессионалам и широкой публике благодаря вступительным очеркам, в частности эссе Паоло Портогези и переводам на английский.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+