18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Искусство для людей с ограниченными возможностями

Осенью в Москве на площадке Музея Вадима Сидура будет запущен совместный исследовательский проект Музейно-выставочного объединения «Манеж» и фонда V–A–C «Общее целое», посвященный вопросам восприятия искусства людьми с ограниченными физическими возможностями и их включения в современный художественный процесс. Проект будет реализован при содействии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Основные цели проекта, разрабатываемого как междисциплинарное исследование и открытая дискуссия, — поиск эффективных путей включения людей с ограниченными возможностями в современный культурный процесс, выявление актуальных стратегий художественного осмысления проблем инвалидности, а также формирование теоретической базы для художественных практик, обращающихся к этой теме или направленных на аудиторию с особыми потребностями по здоровью.

В течение двух месяцев, в сентябре — октябре, в Музее Вадима Сидура планируется провести шесть круглых столов, которые объединят отечественных и зарубежных теоретиков искусства, философов, педагогов, психологов, историков и социологов, художников и кураторов.

Выбор места не случаен. Вадим Сидур — советский скульптор, яркий представитель послевоенного неофициального искусства, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, в творчестве которого тема инвалидности и травмы занимает одно из центральных мест. В конце 1980-х годов в тогда еще будущий музей скульптора и его мастерскую несколько раз приезжали воспитанники и выпускники Загорского детского дома-интерната для слепоглухих. Там они получали возможность тактильно познакомиться с «формалистским» искусством художника, поэтому Музей Вадима Сидура можно назвать одним из первых мест, где происходила передача знания об отечественном современном искусстве людям с нарушениями зрения и слуха.

В период проведения круглых столов на площадке музея будет работать одноименная выставка, подготовленная специалистами фонда V–A–C и «Манежа», она объединит работы современных художников, произведения Вадима Сидура, а также материалы, связанные с историей реабилитации слепоглухих. Итогом проекта станет сборник, в который будут включены теоретические и практические наработки его участников.

В музее предполагается создание доступной среды для слепоглухих, слепых и слабовидящих. При содействии специалистов фонда «Со-единение» в рамках выставки будут организованы экскурсии для людей с ограниченными возможностями, а круглые столы будут проходить при участии специально обученных медиаторов.

Формирование доступной культурной среды является одним из ключевых принципов музейной концепции ГЭС-2, над которой в данный момент ведет работу фонд V–A–C. Не менее важна проблема внедрения актуальных музейных технологий по работе с людьми с ограниченными возможностями на площадках объединения «Манеж».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+