18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Art Basel без границ

В составе основного раздела ярмарки в этом году появилось восемь новых галерей. Шесть из них, в том числе парижская Applicat-Prazan, амстердамская Borzo, галерея Джека Шейнмана из Нью-Йорка, уже знакомы посетителям по прошлогодним программам Statements и Feature, две — базирующаяся в Мехико joségarcía ,mx и нью-йоркская Pace/MacGill Gallery — участвуют впервые.

Значительно вырастет курируемая часть ярмарки: из 32 участников Features восемь — новички; почти вдвое увеличится площадка персональных проектов молодых художников Statements, в ее состав войдет семь новых галерей. Заметнее всего расширится Unlimited — раздел, представляющий произведения, выходящие за рамки традиционного коммерческого искусства и не вписывающиеся в экспозиции павильонов: монументальные скульптуры, масштабные инсталляции, перформанс и видеоарт. В этом году здесь будут представлены рекордные 88 проектов, охватывающие более шести десятилетий развития современного искусства. Бессменный уже на протяжении пяти лет куратор раздела Джанни Джетцер объединит работы как восходящих, так и признанных звезд. Как обычно, одной из главных станет тема противоречий современного глобального мира и подвижности его границ. Среди произведений, представленных в рамках программы, — серия из пяти грандиозных панно «Gli»(«Стена») (2010) Эль Анацуи. Заглавная тема преподнесена как универсальная метафора изоляции и разрыва, отсылающая одновременно к Берлинской стене и колониальной Африке.

Галерея Дэвида Цвирнера привезет работу канадского художника Стэна Дугласа Луанда «Киншаса» (2013) — псевдодокументальный шестичасовой фильм о вымышленном джаз-банде из 1970-х годов. В нем, как и в своей предыдущей работе «Диско Анголы», автор обращается к африканским истокам джаза, исследует его роль в культуре и политике 1970-х годов. Специально для фильма художник реконструировал легендарную манхэттенскую студию Columbia Records, знаменитую благодаря записям Боба Дилана, Майлза Дейвиса, Ареты Франклин. Из совсем свежих работ можно отметить инсталляцию бельгийца Ханса Оп де Бека «Дом коллекционера» (2016) — это напоминающая окаменелые останки гипсовая модель апартаментов с наполняющими их картинами и скульптурой.

Помимо новых вещей, куратор Unlimited отобрал целый ряд хрестоматийных произведений 1960–1970-х, среди которых абстракция американского минималиста Фрэнка Стеллы «Дамасские ворота. Вариация I» (1970) или представленная галереями Шона Келли (Нью-Йорк) и Sprüth Magers (Берлин, Лондон, Лос-Анджелес) знаковая серия концептуалиста Джозефа Кошута Titled (Art as Idea as Idea) (1968).

Этому же периоду будет посвящена часть раздела кураторских проектов Features. Галерея Luxembourg & Dayan представит реконструкцию знаменитого перформанса Янниса Кунеллиса Da inventare sul posto («Изобрести на месте»), соединившего в себе танец, музыку и живопись. Работа была впервые показана в 1972 году на дебютной американской выставке художника в галерее Илеаны Соннабенд в Нью-Йорке. Bergamin & Gomide из Сан-Паулу покажет живопись, графику и скульптуру бразильской художницы-модернистки Миры Шендель, отражающие все основные этапы ее карьеры. James Cohan Gallery привезет из Нью-Йорка ранние поп-артистские работы Роберта Смитсона, хронологически предшествующие его знаменитым энвайронментам. Помимо этого, в секции можно будет увидеть вещи в диапазоне от дадаистских коллажей Курта Швиттерса, поп-арта Роя Лихтенштейна, абстрактного экспрессионизма Ричарда Дибенкорна и калифорнийских битников Уоллеса Бермана, Брюса Коннера и Джей Дефео до концептуализма Ильи Кабакова.

Программу отдельной секции, посвященной видеоарту, откроет фильм французского режиссера и сценариста Пьера Бисмута, вдохновленного творчеством Эда Руша. Показы продолжатся работами Йона­са Мекаса, Саймона Фудживары, Беатрис Гибсон, Фионы Тан и других. Все это будет сопровождаться лекциями, дискуссиями и круглыми столами с участием ведущих художников, кураторов и экспертов.

Перевести дух посетители смогут, расположившись в новом ВИП-лаундже Audemars Piguet, также представляющем собой своеобразный арт-объект. Его декор из ледяных сталактитов создан дизайнером Себастьяном Эррасурисом и, по словам автора, символизирует чистоту природы и движение времени.

К важным переменам этого года относится назначение нового куратора альтернативной программы Parcours, осваивающей историческую городскую среду. Приглашенный на эту должность швейцарец Самуэль Лойенбергер ранее сотрудничал с галереей Стивена Фридмана, цюрихским Кунстхалле, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция», некоммерческим выставочным пространством Salts и другими институциями. По словам директора ярмарки Марка Шпиглера, кандидатура уроженца Базеля Лойенбергера как нельзя лучше отвечает задаче Parcours превратить центр города в площадку для современного интерактивного искусства.

Среди событий альтернативной программы — демонстрация новой работы Эрвина Олафа по заказу Ruinart Champagne. Компания ежегодно выбирает художника для создания оригинального произведения, обыгрывающего историю бренда. Победитель этого года, Олаф представит серию фотографий, сделанных в древних меловых шахтах Шампани, сегодня служащих винными погребами. В рамках мероприятия многолетний международный партнер Art Basel концерн BMW объявит победителя третьего по счету конкурса Art Journey. Шорт-лист номинантов, отобранных из числа участников гонконгского шоу, был обнародован в марте. В него вошли британка Эбигейл Рейнолдс, фотограф из Тегерана Невша Таваколян и филиппинец Элвин Зафра. BMW Art Journey — это запущенная в прошлом году инициатива BMW Group и Art Basel по поддержке молодых художников. Экспертный совет, включающий в числе прочих директора Музея Гуггенхайма Ричарда Армстронга, директора мюнхенской Городской галереи в доме Ленбаха Маттиаса Мюлинга, художественного директора Нового музея, куратора Массимилиано Джони, выбирает участников программы среди художников, представленных в секциях Discoveries и Positions в Гонконге и Майами-Бич. Победитель получает возможность при поддержке BMW совершить путешествие практически в любую точку мира.

Традиционно к открытию ярмарки приурочена выставочная программа базельских музеев и галерей. Так, в новом крыле Кунстмузеума разместится выставка «Скульптура в движении. 1946–2016», посвященная послевоенной пластике от Константина Бранкузи и Альберто Джакометти до Дэмиена Херста и Оскара Туазона. В соседних залах будут показаны рисунки и тиражная графика Барнетта Ньюмана. Фонд Бейелера выступит с ретроспективой Александра Колдера и швейцарского дуэта Фишли и Вайс. В Музее Жана Тэнгли состоится персональная выставка Майкла Лэнди, первая за пределами Великобритании. А в музее Шаулагер можно будет посмотреть новую инсталяцию «Zita — Щapa» Алексея Кошкарова и Катарины Фрич.

Базель
Art Basel
13–16 июня

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+