18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Art Basel без границ

В составе основного раздела ярмарки в этом году появилось восемь новых галерей. Шесть из них, в том числе парижская Applicat-Prazan, амстердамская Borzo, галерея Джека Шейнмана из Нью-Йорка, уже знакомы посетителям по прошлогодним программам Statements и Feature, две — базирующаяся в Мехико joségarcía ,mx и нью-йоркская Pace/MacGill Gallery — участвуют впервые.

Значительно вырастет курируемая часть ярмарки: из 32 участников Features восемь — новички; почти вдвое увеличится площадка персональных проектов молодых художников Statements, в ее состав войдет семь новых галерей. Заметнее всего расширится Unlimited — раздел, представляющий произведения, выходящие за рамки традиционного коммерческого искусства и не вписывающиеся в экспозиции павильонов: монументальные скульптуры, масштабные инсталляции, перформанс и видеоарт. В этом году здесь будут представлены рекордные 88 проектов, охватывающие более шести десятилетий развития современного искусства. Бессменный уже на протяжении пяти лет куратор раздела Джанни Джетцер объединит работы как восходящих, так и признанных звезд. Как обычно, одной из главных станет тема противоречий современного глобального мира и подвижности его границ. Среди произведений, представленных в рамках программы, — серия из пяти грандиозных панно «Gli»(«Стена») (2010) Эль Анацуи. Заглавная тема преподнесена как универсальная метафора изоляции и разрыва, отсылающая одновременно к Берлинской стене и колониальной Африке.

Галерея Дэвида Цвирнера привезет работу канадского художника Стэна Дугласа Луанда «Киншаса» (2013) — псевдодокументальный шестичасовой фильм о вымышленном джаз-банде из 1970-х годов. В нем, как и в своей предыдущей работе «Диско Анголы», автор обращается к африканским истокам джаза, исследует его роль в культуре и политике 1970-х годов. Специально для фильма художник реконструировал легендарную манхэттенскую студию Columbia Records, знаменитую благодаря записям Боба Дилана, Майлза Дейвиса, Ареты Франклин. Из совсем свежих работ можно отметить инсталляцию бельгийца Ханса Оп де Бека «Дом коллекционера» (2016) — это напоминающая окаменелые останки гипсовая модель апартаментов с наполняющими их картинами и скульптурой.

Помимо новых вещей, куратор Unlimited отобрал целый ряд хрестоматийных произведений 1960–1970-х, среди которых абстракция американского минималиста Фрэнка Стеллы «Дамасские ворота. Вариация I» (1970) или представленная галереями Шона Келли (Нью-Йорк) и Sprüth Magers (Берлин, Лондон, Лос-Анджелес) знаковая серия концептуалиста Джозефа Кошута Titled (Art as Idea as Idea) (1968).

Этому же периоду будет посвящена часть раздела кураторских проектов Features. Галерея Luxembourg & Dayan представит реконструкцию знаменитого перформанса Янниса Кунеллиса Da inventare sul posto («Изобрести на месте»), соединившего в себе танец, музыку и живопись. Работа была впервые показана в 1972 году на дебютной американской выставке художника в галерее Илеаны Соннабенд в Нью-Йорке. Bergamin & Gomide из Сан-Паулу покажет живопись, графику и скульптуру бразильской художницы-модернистки Миры Шендель, отражающие все основные этапы ее карьеры. James Cohan Gallery привезет из Нью-Йорка ранние поп-артистские работы Роберта Смитсона, хронологически предшествующие его знаменитым энвайронментам. Помимо этого, в секции можно будет увидеть вещи в диапазоне от дадаистских коллажей Курта Швиттерса, поп-арта Роя Лихтенштейна, абстрактного экспрессионизма Ричарда Дибенкорна и калифорнийских битников Уоллеса Бермана, Брюса Коннера и Джей Дефео до концептуализма Ильи Кабакова.

Программу отдельной секции, посвященной видеоарту, откроет фильм французского режиссера и сценариста Пьера Бисмута, вдохновленного творчеством Эда Руша. Показы продолжатся работами Йона­са Мекаса, Саймона Фудживары, Беатрис Гибсон, Фионы Тан и других. Все это будет сопровождаться лекциями, дискуссиями и круглыми столами с участием ведущих художников, кураторов и экспертов.

Перевести дух посетители смогут, расположившись в новом ВИП-лаундже Audemars Piguet, также представляющем собой своеобразный арт-объект. Его декор из ледяных сталактитов создан дизайнером Себастьяном Эррасурисом и, по словам автора, символизирует чистоту природы и движение времени.

К важным переменам этого года относится назначение нового куратора альтернативной программы Parcours, осваивающей историческую городскую среду. Приглашенный на эту должность швейцарец Самуэль Лойенбергер ранее сотрудничал с галереей Стивена Фридмана, цюрихским Кунстхалле, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция», некоммерческим выставочным пространством Salts и другими институциями. По словам директора ярмарки Марка Шпиглера, кандидатура уроженца Базеля Лойенбергера как нельзя лучше отвечает задаче Parcours превратить центр города в площадку для современного интерактивного искусства.

Среди событий альтернативной программы — демонстрация новой работы Эрвина Олафа по заказу Ruinart Champagne. Компания ежегодно выбирает художника для создания оригинального произведения, обыгрывающего историю бренда. Победитель этого года, Олаф представит серию фотографий, сделанных в древних меловых шахтах Шампани, сегодня служащих винными погребами. В рамках мероприятия многолетний международный партнер Art Basel концерн BMW объявит победителя третьего по счету конкурса Art Journey. Шорт-лист номинантов, отобранных из числа участников гонконгского шоу, был обнародован в марте. В него вошли британка Эбигейл Рейнолдс, фотограф из Тегерана Невша Таваколян и филиппинец Элвин Зафра. BMW Art Journey — это запущенная в прошлом году инициатива BMW Group и Art Basel по поддержке молодых художников. Экспертный совет, включающий в числе прочих директора Музея Гуггенхайма Ричарда Армстронга, директора мюнхенской Городской галереи в доме Ленбаха Маттиаса Мюлинга, художественного директора Нового музея, куратора Массимилиано Джони, выбирает участников программы среди художников, представленных в секциях Discoveries и Positions в Гонконге и Майами-Бич. Победитель получает возможность при поддержке BMW совершить путешествие практически в любую точку мира.

Традиционно к открытию ярмарки приурочена выставочная программа базельских музеев и галерей. Так, в новом крыле Кунстмузеума разместится выставка «Скульптура в движении. 1946–2016», посвященная послевоенной пластике от Константина Бранкузи и Альберто Джакометти до Дэмиена Херста и Оскара Туазона. В соседних залах будут показаны рисунки и тиражная графика Барнетта Ньюмана. Фонд Бейелера выступит с ретроспективой Александра Колдера и швейцарского дуэта Фишли и Вайс. В Музее Жана Тэнгли состоится персональная выставка Майкла Лэнди, первая за пределами Великобритании. А в музее Шаулагер можно будет посмотреть новую инсталяцию «Zita — Щapa» Алексея Кошкарова и Катарины Фрич.

Базель
Art Basel
13–16 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+