Наследие Иеронима Босха: теперь в версии музея Прадо

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

В ответ на ретроспективу в Хертогенбосе испанцы выдвигают свои козыри

Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504–1505 / Berlin,Gemäldegalerie,Staatliche Museen zu Berli
Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504–1505 / Berlin,Gemäldegalerie,Staatliche Museen zu Berli

По крайне мере так заявляют ее организаторы, хотя в начале мая в родном городе художника голландском Хертогенбосе закрылась первая в марафоне Босхианы этого года выставка, куда удалось заполучить 20 картин и 19 рисунков мастера (для сравнения: в Прадо — 25 картин). Голландская Иероним Босх. Видения гения, сопровождавшаяся к тому же суперсовременными интерактивными эффектами, имела оглушительный успех: ее посетило более 420 тыс. человек. Хотя такую популярность можно объяснить неспадающим интересом зрителя к инфернальным видениям самого загадочного художника в истории искусства, свою лепту внес и скандал голландцев с Прадо.

Специально созданная к памятной дате Иеронима Босха (1450–1516) команда голландских экспертов за почти десятилетие обследовала с использованием новейших средств все наследие художника, практически никогда не подписывавшего свои работы, и сделала ряд сенсационных заявлений, в частности о том, что две картины — Святой Антоний и Извлечение камня глупости — из трех, которые согласился прислать на выставку Прадо, на самом деле никакой не Босх, а мастерская или последователи, соответственно, и датировки сильно передвинулись. В ответ Прадо отказался посылать эти две картины, но обе они вошли в мадридскую выставку — разумеется, как работы Босха. Помимо них и других произведений художника из коллекции Прадо, самой большой в мире, в Мадрид прибыли картины и рисунки из других мировых собраний: Альбертины и Музея истории искусств в Вене, Лувра, Дворца дожей в Венеции, Музея изящных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи в Вашингтоне. Главное же украшение выставки, несомненно, — знаменитый триптих Искушение святого Антония из Музея старого искусства в Лиссабоне, практически не покидающий его стен.

Экспозиция выстроена не хронологически, а по главным темам нидерландского мастера: Ад, Семь смертных грехов, Искушения. Что объяснимо: эксперты до сих пор не могут выстроить стилистическую эволюцию этого художника-одиночки, появившегося со своими видениями человеческих пороков и неминуемых страшных наказаний за них словно ниоткуда или, может, из самой преисподней. Но очертить контекст и источники, из которых Босх, возможно, брал «фактуру», устроители выставки все же попытались. Экспозиция из шести разделов начинается с его родного Хертогенбоса и его современников Аларта дю Хамеля и Арьена ван Вессела. Полотна Босха соседствуют с картинами, гравюрами и миниатюрами на схожие темы и других его современников, что, по замыслу кураторов, должно помочь зрителю разобраться, что и откуда взялось.

Но даже специалисты до сих пор спорят о символике и источниках босхианского ада. Что говорить о простом зрителе? Но, возможно, именно за эти не поддающиеся расшифровке видения так любили Босха те же сюрреалисты, считавшие его своим предтечей, и любит сегодня неискушенный зритель? Тайна куда более притягательна, чем ее разгадка, — и это случай Босха.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+