18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследие Иеронима Босха: теперь в версии музея Прадо

№44
Материал из газеты

В ответ на ретроспективу в Хертогенбосе испанцы выдвигают свои козыри

По крайне мере так заявляют ее организаторы, хотя в начале мая в родном городе художника голландском Хертогенбосе закрылась первая в марафоне Босхианы этого года выставка, куда удалось заполучить 20 картин и 19 рисунков мастера (для сравнения: в Прадо — 25 картин). Голландская Иероним Босх. Видения гения, сопровождавшаяся к тому же суперсовременными интерактивными эффектами, имела оглушительный успех: ее посетило более 420 тыс. человек. Хотя такую популярность можно объяснить неспадающим интересом зрителя к инфернальным видениям самого загадочного художника в истории искусства, свою лепту внес и скандал голландцев с Прадо.

Специально созданная к памятной дате Иеронима Босха (1450–1516) команда голландских экспертов за почти десятилетие обследовала с использованием новейших средств все наследие художника, практически никогда не подписывавшего свои работы, и сделала ряд сенсационных заявлений, в частности о том, что две картины — Святой Антоний и Извлечение камня глупости — из трех, которые согласился прислать на выставку Прадо, на самом деле никакой не Босх, а мастерская или последователи, соответственно, и датировки сильно передвинулись. В ответ Прадо отказался посылать эти две картины, но обе они вошли в мадридскую выставку — разумеется, как работы Босха. Помимо них и других произведений художника из коллекции Прадо, самой большой в мире, в Мадрид прибыли картины и рисунки из других мировых собраний: Альбертины и Музея истории искусств в Вене, Лувра, Дворца дожей в Венеции, Музея изящных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи в Вашингтоне. Главное же украшение выставки, несомненно, — знаменитый триптих Искушение святого Антония из Музея старого искусства в Лиссабоне, практически не покидающий его стен.

Экспозиция выстроена не хронологически, а по главным темам нидерландского мастера: Ад, Семь смертных грехов, Искушения. Что объяснимо: эксперты до сих пор не могут выстроить стилистическую эволюцию этого художника-одиночки, появившегося со своими видениями человеческих пороков и неминуемых страшных наказаний за них словно ниоткуда или, может, из самой преисподней. Но очертить контекст и источники, из которых Босх, возможно, брал «фактуру», устроители выставки все же попытались. Экспозиция из шести разделов начинается с его родного Хертогенбоса и его современников Аларта дю Хамеля и Арьена ван Вессела. Полотна Босха соседствуют с картинами, гравюрами и миниатюрами на схожие темы и других его современников, что, по замыслу кураторов, должно помочь зрителю разобраться, что и откуда взялось.

Но даже специалисты до сих пор спорят о символике и источниках босхианского ада. Что говорить о простом зрителе? Но, возможно, именно за эти не поддающиеся расшифровке видения так любили Босха те же сюрреалисты, считавшие его своим предтечей, и любит сегодня неискушенный зритель? Тайна куда более притягательна, чем ее разгадка, — и это случай Босха.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+