18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Три художника, три версии современного реализма

№44
Материал из газеты

Один британец и два американца из поколения 40-летних

Проект Реализмы маркирует тему, важную как для всего искусства, так и для нашего зрителя, давно подсаженного на правдоподобие. Что такое реализм после того, как сама реальность исчезла? Одно дело — времена Гюстава Курбе и передвижников с их противостоянием академизму, и другое — начало XXI века, когда виртуальные миры, массмедиальные клише и откровенные «фейки» полностью исказили представления о том, что происходит за пределами нашего тела.
Для ответа на «проклятые» вопросы куратор Дмитрий Озерков выбрал трех художников из поколения 40-летних: британца Митча Гриффитса, американцев Джима Шоу и Тони Мателли. Драматургия выставки четкая и напряженная. Вот 28 многодельных картин Гриффитса с композициями как у классиков. Рядом две — Мемориал Джефферсона и Бытовая изнанка Капитолия — постмодернистские аппликации Шоу, созданные поверх старых театральных задников акрилом, муслином, леской и горячим клеем, а также полиуретаново-волосяной объект Мателли Истерзанные.

Ответ на вопрос, почему использовано такое необычное количественное соотношение, спрятан в каталоге выставки, где процитированы два российских философа. Они говорят о задачах искусства «отражать духовную жизнь человека» (Моисей Каган) и «нести в себе идеалы, смыслы бытия» (Юрий Борев). Этому и служит Гриффитс, помещающий своих персонажей: богему, клерков, гопников — в мизансцены, придуманные Караваджо, Рембрандтом, Рубенсом. В Опьяненной нации они заливают вино в горло беспомощному мужчине. В картине Муза умерла выносят из операционной нагую женщину, жертву борьбы за красоту. Из головы Горгоны торчат облитые нефтью доллары. Валютная тема обыграна и в картине Парень XXI века, где юношу в белых плавках украшает венчик из «зеленых». Пара отдыхает прямо на асфальте, бросив рядом пакет из фастфуда. А может, это гопнику снится сказка о романе с топ-моделью.

Художник вовремя откликается и на злободневность: в 2016-м Гриффитс создал картину Все, что они принесли — полицейский несет обессиленную беженку. Получилось пафосно, но с идеалами и гуманизмом. У Джима Шоу и Тони Мателли нет ни иллюзий, ни гуманизма. Для Шоу очевидно, что на фоне любой самой благопристойной декорации деборовское «общество спектакля» может разыграть только пошлый водевиль. Еще безнадежнее реализм Мателли: его Ева и Адам не просто изгнаны из рая — взорвавшийся рояль, который впился металлом и деревом в их беззащитные тела, не оставляет никаких шансов на поиски смыслов и идеалов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+