18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три художника, три версии современного реализма

№44
Материал из газеты

Один британец и два американца из поколения 40-летних

Проект Реализмы маркирует тему, важную как для всего искусства, так и для нашего зрителя, давно подсаженного на правдоподобие. Что такое реализм после того, как сама реальность исчезла? Одно дело — времена Гюстава Курбе и передвижников с их противостоянием академизму, и другое — начало XXI века, когда виртуальные миры, массмедиальные клише и откровенные «фейки» полностью исказили представления о том, что происходит за пределами нашего тела.
Для ответа на «проклятые» вопросы куратор Дмитрий Озерков выбрал трех художников из поколения 40-летних: британца Митча Гриффитса, американцев Джима Шоу и Тони Мателли. Драматургия выставки четкая и напряженная. Вот 28 многодельных картин Гриффитса с композициями как у классиков. Рядом две — Мемориал Джефферсона и Бытовая изнанка Капитолия — постмодернистские аппликации Шоу, созданные поверх старых театральных задников акрилом, муслином, леской и горячим клеем, а также полиуретаново-волосяной объект Мателли Истерзанные.

Ответ на вопрос, почему использовано такое необычное количественное соотношение, спрятан в каталоге выставки, где процитированы два российских философа. Они говорят о задачах искусства «отражать духовную жизнь человека» (Моисей Каган) и «нести в себе идеалы, смыслы бытия» (Юрий Борев). Этому и служит Гриффитс, помещающий своих персонажей: богему, клерков, гопников — в мизансцены, придуманные Караваджо, Рембрандтом, Рубенсом. В Опьяненной нации они заливают вино в горло беспомощному мужчине. В картине Муза умерла выносят из операционной нагую женщину, жертву борьбы за красоту. Из головы Горгоны торчат облитые нефтью доллары. Валютная тема обыграна и в картине Парень XXI века, где юношу в белых плавках украшает венчик из «зеленых». Пара отдыхает прямо на асфальте, бросив рядом пакет из фастфуда. А может, это гопнику снится сказка о романе с топ-моделью.

Художник вовремя откликается и на злободневность: в 2016-м Гриффитс создал картину Все, что они принесли — полицейский несет обессиленную беженку. Получилось пафосно, но с идеалами и гуманизмом. У Джима Шоу и Тони Мателли нет ни иллюзий, ни гуманизма. Для Шоу очевидно, что на фоне любой самой благопристойной декорации деборовское «общество спектакля» может разыграть только пошлый водевиль. Еще безнадежнее реализм Мателли: его Ева и Адам не просто изгнаны из рая — взорвавшийся рояль, который впился металлом и деревом в их беззащитные тела, не оставляет никаких шансов на поиски смыслов и идеалов.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+