18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Княжеские покои извлекли из сталинского корсета

№44
Материал из газеты

В обновленном легендарном советском ресторане «Арагви» открыли древнейший памятник. Под одной крышей объединились четыре важные исторические постройки: стены XVII века, палаты XVIII столетия, остатки гостиницы «Дрезден» и остов сталинского дома, построенного Аркадием Мордвиновым в 1938 году

В строй вернулся знаменитый ресторан «Арагви» — с обновленным интерьером и его самой древней частью, построенной более 300 лет назад. Когда в 2004 году новый инвестор начинал реконструкцию «Арагви» (партнеры по проекту — группа «Ташир» Самвела Карапетяна и глава совета выпускников школы «Сколково» Гор Нахапетян), планировалась быстрая, не слишком обременительная для бюджета реконструкция. Однако детальное исследование объекта выявило не только отсутствие важных коммуникаций, которые потом прокладывали под Тверской. Прежде всего новые владельцы обнаружили палаты XVII века, сохранившиеся идеально — благодаря тому, что о них никто не знал. И не стоит гадать, почему Аркадий Мордвинов, корифей сталинской архитектуры, построивший грандиозный дом на углу Тверской и Столешникова переулка, деликатно укрепив фундамент (бетонная колонна проходит через палаты, не разрушая их), сохранил в тайне содержимое подвала. Хотя архитектура XVII века для Москвы редкость, ее можно найти. Палаты Тверского подворья на Кузнецком Мосту и палаты Аверкия Кириллова на набережной, палаты Мазепы в Колпачном переулке и палаты в Овчинниковском. Однако случай «Арагви» особый, здесь под одной крышей оказалось сразу четыре памятника: XVII век, открытый в 2004 году, примыкающие к нему палаты XVIII столетия, выше — остатки некогда знаменитой гостиницы «Дрезден» (включенные Мордвиновым в новое здание) и собственно дом, построенный соавтором гостиницы «Украина» в 1938 году. Причем самые старые палаты — явно княжеские, судя по высоким сводам, настоящий дворец. «Уникальность объекта в том, что реставраторы здесь ничего не приукрасили, — комментирует руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. — Задача была сохранить то, что дошло. Оставить белый камень там, где он есть, старые кирпичи с клеймами XVII века (в том числе с единорогом), скругленные валики наличников — характерную для того времени отделку, типичную для дворцовых палат».

Теперь, спускаясь по лестнице, вы погружаетесь в древность. И видите, что вход в палаты был со стороны Кремля — там, где сейчас обжитой двор. Легко понять восторг главы Мосгорнаследия — больше всего в этой истории поражает желание владельца помещения добровольно его сохранить. Столичный чиновник подтверждает: добрая воля инвестора сегодня большая редкость. А здесь была именно что добрая воля: не сообщи владелец ресторана в департамент об открытых сводах, никто бы о них не узнал. Тогда как, признав их существование, он вложил в реставрацию около 500 млн руб. При Мордвинове своды заложили плиткой: в старом «Арагви» здесь находилась кухня. Теперь под сводами зал, где гости могут увидеть деталь розетки и единственный фрагмент древней росписи, дошедший до нас. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+