18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В борьбе с бедностью умов

В кураторском проекте Алехандро Аравены об архитектурной борьбе с кризисом, дефицитом ресурсов и экологическими опасностями MATREX российского архитектора Бориса Бернаскони обозначает борьбу с банальностью и бедностью умов

На открывшейся в Венеции архитектурной биеннале заявленная куратором Алехандро Аравеной тема «Репортаж с линии фронта» представлена во всей мощи. Начинает ее кураторское «приветствие» в Арсенале: инсталляция в первом же зале сделана из 100 т мусора от предыдущей выставки и буквально заставляет пригнуться от масштаба повисших над головой 14 км алюминиевого крепежного профиля. Все выбранные Аравеной участники, представленные в Арсенале и в основном павильоне в садах Джардини, отвечают на один вопрос: как с помощью архитектуры в условиях глобального кризиса бороться со всевозможными проблемами? Каждый проект рассказывает свою историю, предлагает решение своих задач. Нищета, преступность, необразованность, экологические опасности, дефицит ресурсов, условия ландшафта и даже банальность — во всех работах архитекторов концепция предпочтительнее эстетики. Множество деревянных и гипсовых макетов зданий, районов и целых городов, которые можно преобразовать и улучшить, или же впечатляющих размеров макет реконструированного и обновленного жилого дома, который французское бюро LAN предлагает как альтернативу ненужным новым постройкам, загромождающим пространство, — всё это предложения, которые готовы наконец найти спрос. Это чертежи иранцев в размере 1:1, чтобы строить быстро и дешево, или видеоинсталляция проектов школ на открытом воздухе, или «спасительная» лестница из прессованных опилок, которые и должны спасти Буркина-Фасо от дефицита жилья. Та же цель у колумбийского проекта по использованию бамбуковых каркасов для постройки домов в бедных районах, и проекта декриминализации Южной Африки путем реорганизации городских пространств — жизнь не будет развиваться там, где для нее нет условий, почти все африканские архитекторы разом поддерживают эту мысль. Не обошлось и без домов-пазлов, популярных в Азии, и без размышлений о политике (египтяне перед своим павильоном даже показали эффектный перформанс про бюрократию в архитектуре), и, конечно же, без темы надвигающейся экологической катастрофы.

Из всего многообразия архитектурных проектов, которые вызывают не трепет восхищения, а скорее желание немедля отправиться волонтером строить жилища для нуждающихся, особенно выделяется проект здания MATREX российского архитектора Бориса Бернаскони. Огромный макет многомиллионного проекта выглядит слегка издевательски среди пенопластового или деревянного будущего в макетах других участников, которому, возможно, и сбыться-то не суждено. Однако Алехандро Аравена выбрал его в качестве образца столь же важной борьбы — борьбы с банальностью. На фоне бедствующих или разрушенных городов синяя «матрешка» из Сколково смотрится ярким пятном и выбивается из общего ощущения выставки. Миниатюрные люди-модельки, заполонившие 3,5-метровый макет, очень реалистичны и даже эмоциональны, живут своей жизнью: работают, отдыхают, слушают музыку и наслаждаются шедеврами живописи в музейной спирали. MATREX повествует не о бедности финансовой, но о бедности идейной, с которой он и борется: изобретает новые виды работы с пространством, играет с материалами и подходами, не ограничивается, растет и не боится своих масштабов. MATREX — это многофункциональное пространство, где офисы соседствуют с концертным залом, садом, музеем, ресторанами и прочими местами для отдыха. В нем такое разнообразие занятий, что невозможно застрять в одной эмоции, и в этом тоже борьба с бедностью — с бедностью умов.

Интерес публики к российскому не ограничивался вальяжным проходом мимо — почти каждый вчитывался в описание, листал книгу о здании и фотографировал застывшую жизнь маленьких пластиковых людей внутри. В бюро Bernaskoni продумали все: от визуальных эффектов до звуковых. По яркости впечатлений сравниться с нашей «матрешкой», пожалуй, могли только ирландцы с их видеопроекциями чертежей здания для пансиона страдающих болезнью Альцгеймера. Яркие сменяющиеся проекции, где процесс создания чертежа продолжала идея о том, что происходит в мозге больного человека, сопровождался гипнотическим саундтреком. Правда, длинную программу проекции целиком досматривали не все, да и павильон, скрытый в переходе из одного здания в другой, кто-то пропускал по пути на Северную набережную Арсенала, где расположился грандиозный павильон Италии. В отличие от MATREX, который пропустить было просто невозможно: он стоит прямо в проходе, чуть ли не сразу после вступительного «мусорного зала» Аравены. Нельзя не признать, что на фоне хаотичных строек и архитектурных попыток спасти планету MATREX смотрится хоть и немного из ряда вон, но надежды добавляет.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+