«Это не про прошлое, это про будущее»

Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции. Фото: Василий Буланов
Первый зал, представление ВДНХ. Фото: Василий Буланов
Первый зал, представление ВДНХ. Фото: Василий Буланов
Зал "Крипта" – центральный зал с артефактами. Фото: Василий Буланов
Зал "Крипта" – центральный зал с артефактами. Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией. Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией. Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией. Фото: Василий Буланов
Зал "Future" – зал посвященный будущему ВДНХ. Фото: Василий Буланов
Зал "Future" – зал посвященный будущему ВДНХ. Фото: Василий Буланов
Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции.
Фото: Василий Буланов
Первый зал, представление ВДНХ.
Фото: Василий Буланов
Первый зал, представление ВДНХ.
Фото: Василий Буланов
Зал "Крипта" – центральный зал с артефактами.
Фото: Василий Буланов
Зал "Крипта" – центральный зал с артефактами.
Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией.
Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией.
Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией.
Фото: Василий Буланов
Зал "Future" – зал посвященный будущему ВДНХ.
Фото: Василий Буланов
Зал "Future" – зал посвященный будущему ВДНХ.
Фото: Василий Буланов

ВДНХ в гостях у Венеции. Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции рассказывает о темном прошлом и светлом будущем ВДНХ. Из Венеции – Милена Орлова.


Архитектурная биеннале в отличие от художественной редко поражает красотой и остроумием пластических решений. Здесь нужно долго разбираться в планах, читать экспликации, пытаться представить себе, как выглядят в реальности проекты застроек городов и районов. В этом отношении павильон России V.D.N.H. Urban Fenomenon («ВДНХ — городской феномен»), созданный большой командой во главе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, директором ВДНХ Екатериной Проничевой и комиссаром Семеном Михайловским, выглядит очень выигрышно. Сначала зритель попадает на нижний уровень — и из темноты на него выдвигается нечто многолюдное и золотое. Это большой лайтбокс, в сокращенном виде представляющий гигантский горельеф Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», обнаруженный несколько лет назад при реставрации Центрального павильона ВДНХ. (В период десталинизации этот шедевр был убран с глаз долой.) Пропагандистская сила этого произведения усилена звучащей во всю мощь музыкой Сергея Прокофьева, написанной специально к открытию знаменитых фонтанов. На соседней с Вучетичем стене показывается динамичное видео, повествующее об основных этапах истории ВСХВ-ВДНХ с цифрами и теми самыми планами все расширявшейся территории. 

После такой преамбулы соседний зал, где представлены белоснежные фрагменты декора павильонов выставки, воспринимается как нечто музейное и покойное. По замыслу кураторов, это пространство, названное криптой, служит чем-то вроде средневековых реликвариев, где собраны почитаемые мощи и особо ценные артефакты. Разница только в том, что фигуры доярок, небольшая модель «Рабочего и колхозницы», огромные капители колонн — не подлинники, а копии, исполненные студентами. Из этой затемненной сокровищницы черная винтовая лестница ведет на верхний, основной уровень павильона. Там зрителя встречает уже другая, современная музыка — специально написанная сюита «12 месяцев ВДНХ». Круглый зал ослепляет огромными экранами с постоянно меняющимися картинками нынешних видов выставки: то цветущие тюльпаны, то самый большой в России каток, то обновленные павильоны на центральной аллее. Тем, кто помнит ВДНХ советского времени, эта мультиэкранная инсталляция покажется реинкарнацией знаменитой Круговой кинопанорамы — модного кинотеатра эпохи 60-х. А венчающее купол зала отверстие намекает на прототип всех таких конструкций — римский Пантеон. Правда, вместо открытого неба в нем видно веселое мельтешение декоративных решеток, колосков и прочих узнаваемых мотивов ВДНХ, складывающихся, как в детской трубе-калейдоскопе, в психоделические орнаменты. 

За темными занавесами по бокам от главного зала спрятаны выходы в два других пространства. Одна комната — это кабинет исследователя, архив документов, газетных и журнальных публикаций о ВДНХ. Как уверяют организаторы, это едва ли не самая полная библиотека о Выставке достижений народного хозяйства. Помимо полок с томами, которые можно полистать, присев за стол, на стенах — графические композиции молодого художника из Петербурга Алексея Резвого, представляющие архитектурные фантазии на тему ВДНХ, где оживают статуи и по небу бегут драматичные облака. Еще в одном зале — футуристические проекты студентов о будущем выставки и ее возможном функциональном использовании. Не зря первое, что сказала, выступая на открытии павильона, генеральный директор АО «ВДНХ», сокуратор экспозиции Екатерина Проничева: «Это не про прошлое, это про будущее». По ее словам, «ВДНХ всегда была местом, где собирались и демонстрировались лучшие достижения: меняя функциональное наполнение территории, мы сохраняем неизменным основной вектор ее развития. ВДНХ сегодня выбирает контент, стимулирующий интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность аудитории, а также привлекает внимание к природному потенциалу комплекса — здоровой альтернативе торговым центрам и домашнему досугу». 

Смысл огромного панно на стене — чего-то среднего между картой и компьютерной микросхемой — поясняют слова куратора, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова: «Уникальный ансамбль сохранен, но не музеефицирован под стеклянным колпаком, а служит материнской платой глобального функционального перепрограммирования. Показывая на биеннале этот процесс, мы хотим привлечь к нему широкое сообщество и поставить вопрос не только о будущем отдельного комплекса, но и о задачах профессии архитектора в XXI веке». Комиссар павильона Семен Михайловский в речи на открытии особо поблагодарил мэра Москвы Сергея Собянина, «без которого эта выставка была бы невозможной».

По словам Сергея Кузнецова, «неокончательная» оценка стоимости проекта — примерно 100 млн руб.

Биеннале открыта до конца ноября.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+