«Это не про прошлое, это про будущее»

Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции. Фото: Василий Буланов
Первый зал, представление ВДНХ. Фото: Василий Буланов
Первый зал, представление ВДНХ. Фото: Василий Буланов
Зал "Крипта" – центральный зал с артефактами. Фото: Василий Буланов
Зал "Крипта" – центральный зал с артефактами. Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией. Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией. Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией. Фото: Василий Буланов
Зал "Future" – зал посвященный будущему ВДНХ. Фото: Василий Буланов
Зал "Future" – зал посвященный будущему ВДНХ. Фото: Василий Буланов
Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции.
Фото: Василий Буланов
Первый зал, представление ВДНХ.
Фото: Василий Буланов
Первый зал, представление ВДНХ.
Фото: Василий Буланов
Зал "Крипта" – центральный зал с артефактами.
Фото: Василий Буланов
Зал "Крипта" – центральный зал с артефактами.
Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией.
Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией.
Фото: Василий Буланов
Зал "Discovery" – зал с инсталляцией.
Фото: Василий Буланов
Зал "Future" – зал посвященный будущему ВДНХ.
Фото: Василий Буланов
Зал "Future" – зал посвященный будущему ВДНХ.
Фото: Василий Буланов

ВДНХ в гостях у Венеции. Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции рассказывает о темном прошлом и светлом будущем ВДНХ. Из Венеции – Милена Орлова.


Архитектурная биеннале в отличие от художественной редко поражает красотой и остроумием пластических решений. Здесь нужно долго разбираться в планах, читать экспликации, пытаться представить себе, как выглядят в реальности проекты застроек городов и районов. В этом отношении павильон России V.D.N.H. Urban Fenomenon («ВДНХ — городской феномен»), созданный большой командой во главе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, директором ВДНХ Екатериной Проничевой и комиссаром Семеном Михайловским, выглядит очень выигрышно. Сначала зритель попадает на нижний уровень — и из темноты на него выдвигается нечто многолюдное и золотое. Это большой лайтбокс, в сокращенном виде представляющий гигантский горельеф Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», обнаруженный несколько лет назад при реставрации Центрального павильона ВДНХ. (В период десталинизации этот шедевр был убран с глаз долой.) Пропагандистская сила этого произведения усилена звучащей во всю мощь музыкой Сергея Прокофьева, написанной специально к открытию знаменитых фонтанов. На соседней с Вучетичем стене показывается динамичное видео, повествующее об основных этапах истории ВСХВ-ВДНХ с цифрами и теми самыми планами все расширявшейся территории. 

После такой преамбулы соседний зал, где представлены белоснежные фрагменты декора павильонов выставки, воспринимается как нечто музейное и покойное. По замыслу кураторов, это пространство, названное криптой, служит чем-то вроде средневековых реликвариев, где собраны почитаемые мощи и особо ценные артефакты. Разница только в том, что фигуры доярок, небольшая модель «Рабочего и колхозницы», огромные капители колонн — не подлинники, а копии, исполненные студентами. Из этой затемненной сокровищницы черная винтовая лестница ведет на верхний, основной уровень павильона. Там зрителя встречает уже другая, современная музыка — специально написанная сюита «12 месяцев ВДНХ». Круглый зал ослепляет огромными экранами с постоянно меняющимися картинками нынешних видов выставки: то цветущие тюльпаны, то самый большой в России каток, то обновленные павильоны на центральной аллее. Тем, кто помнит ВДНХ советского времени, эта мультиэкранная инсталляция покажется реинкарнацией знаменитой Круговой кинопанорамы — модного кинотеатра эпохи 60-х. А венчающее купол зала отверстие намекает на прототип всех таких конструкций — римский Пантеон. Правда, вместо открытого неба в нем видно веселое мельтешение декоративных решеток, колосков и прочих узнаваемых мотивов ВДНХ, складывающихся, как в детской трубе-калейдоскопе, в психоделические орнаменты. 

За темными занавесами по бокам от главного зала спрятаны выходы в два других пространства. Одна комната — это кабинет исследователя, архив документов, газетных и журнальных публикаций о ВДНХ. Как уверяют организаторы, это едва ли не самая полная библиотека о Выставке достижений народного хозяйства. Помимо полок с томами, которые можно полистать, присев за стол, на стенах — графические композиции молодого художника из Петербурга Алексея Резвого, представляющие архитектурные фантазии на тему ВДНХ, где оживают статуи и по небу бегут драматичные облака. Еще в одном зале — футуристические проекты студентов о будущем выставки и ее возможном функциональном использовании. Не зря первое, что сказала, выступая на открытии павильона, генеральный директор АО «ВДНХ», сокуратор экспозиции Екатерина Проничева: «Это не про прошлое, это про будущее». По ее словам, «ВДНХ всегда была местом, где собирались и демонстрировались лучшие достижения: меняя функциональное наполнение территории, мы сохраняем неизменным основной вектор ее развития. ВДНХ сегодня выбирает контент, стимулирующий интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность аудитории, а также привлекает внимание к природному потенциалу комплекса — здоровой альтернативе торговым центрам и домашнему досугу». 

Смысл огромного панно на стене — чего-то среднего между картой и компьютерной микросхемой — поясняют слова куратора, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова: «Уникальный ансамбль сохранен, но не музеефицирован под стеклянным колпаком, а служит материнской платой глобального функционального перепрограммирования. Показывая на биеннале этот процесс, мы хотим привлечь к нему широкое сообщество и поставить вопрос не только о будущем отдельного комплекса, но и о задачах профессии архитектора в XXI веке». Комиссар павильона Семен Михайловский в речи на открытии особо поблагодарил мэра Москвы Сергея Собянина, «без которого эта выставка была бы невозможной».

По словам Сергея Кузнецова, «неокончательная» оценка стоимости проекта — примерно 100 млн руб.

Биеннале открыта до конца ноября.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+