18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Это не про прошлое, это про будущее»

ВДНХ в гостях у Венеции. Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции рассказывает о темном прошлом и светлом будущем ВДНХ. Из Венеции – Милена Орлова.


Архитектурная биеннале в отличие от художественной редко поражает красотой и остроумием пластических решений. Здесь нужно долго разбираться в планах, читать экспликации, пытаться представить себе, как выглядят в реальности проекты застроек городов и районов. В этом отношении павильон России V.D.N.H. Urban Fenomenon («ВДНХ — городской феномен»), созданный большой командой во главе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, директором ВДНХ Екатериной Проничевой и комиссаром Семеном Михайловским, выглядит очень выигрышно. Сначала зритель попадает на нижний уровень — и из темноты на него выдвигается нечто многолюдное и золотое. Это большой лайтбокс, в сокращенном виде представляющий гигантский горельеф Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», обнаруженный несколько лет назад при реставрации Центрального павильона ВДНХ. (В период десталинизации этот шедевр был убран с глаз долой.) Пропагандистская сила этого произведения усилена звучащей во всю мощь музыкой Сергея Прокофьева, написанной специально к открытию знаменитых фонтанов. На соседней с Вучетичем стене показывается динамичное видео, повествующее об основных этапах истории ВСХВ-ВДНХ с цифрами и теми самыми планами все расширявшейся территории. 

После такой преамбулы соседний зал, где представлены белоснежные фрагменты декора павильонов выставки, воспринимается как нечто музейное и покойное. По замыслу кураторов, это пространство, названное криптой, служит чем-то вроде средневековых реликвариев, где собраны почитаемые мощи и особо ценные артефакты. Разница только в том, что фигуры доярок, небольшая модель «Рабочего и колхозницы», огромные капители колонн — не подлинники, а копии, исполненные студентами. Из этой затемненной сокровищницы черная винтовая лестница ведет на верхний, основной уровень павильона. Там зрителя встречает уже другая, современная музыка — специально написанная сюита «12 месяцев ВДНХ». Круглый зал ослепляет огромными экранами с постоянно меняющимися картинками нынешних видов выставки: то цветущие тюльпаны, то самый большой в России каток, то обновленные павильоны на центральной аллее. Тем, кто помнит ВДНХ советского времени, эта мультиэкранная инсталляция покажется реинкарнацией знаменитой Круговой кинопанорамы — модного кинотеатра эпохи 60-х. А венчающее купол зала отверстие намекает на прототип всех таких конструкций — римский Пантеон. Правда, вместо открытого неба в нем видно веселое мельтешение декоративных решеток, колосков и прочих узнаваемых мотивов ВДНХ, складывающихся, как в детской трубе-калейдоскопе, в психоделические орнаменты. 

За темными занавесами по бокам от главного зала спрятаны выходы в два других пространства. Одна комната — это кабинет исследователя, архив документов, газетных и журнальных публикаций о ВДНХ. Как уверяют организаторы, это едва ли не самая полная библиотека о Выставке достижений народного хозяйства. Помимо полок с томами, которые можно полистать, присев за стол, на стенах — графические композиции молодого художника из Петербурга Алексея Резвого, представляющие архитектурные фантазии на тему ВДНХ, где оживают статуи и по небу бегут драматичные облака. Еще в одном зале — футуристические проекты студентов о будущем выставки и ее возможном функциональном использовании. Не зря первое, что сказала, выступая на открытии павильона, генеральный директор АО «ВДНХ», сокуратор экспозиции Екатерина Проничева: «Это не про прошлое, это про будущее». По ее словам, «ВДНХ всегда была местом, где собирались и демонстрировались лучшие достижения: меняя функциональное наполнение территории, мы сохраняем неизменным основной вектор ее развития. ВДНХ сегодня выбирает контент, стимулирующий интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность аудитории, а также привлекает внимание к природному потенциалу комплекса — здоровой альтернативе торговым центрам и домашнему досугу». 

Смысл огромного панно на стене — чего-то среднего между картой и компьютерной микросхемой — поясняют слова куратора, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова: «Уникальный ансамбль сохранен, но не музеефицирован под стеклянным колпаком, а служит материнской платой глобального функционального перепрограммирования. Показывая на биеннале этот процесс, мы хотим привлечь к нему широкое сообщество и поставить вопрос не только о будущем отдельного комплекса, но и о задачах профессии архитектора в XXI веке». Комиссар павильона Семен Михайловский в речи на открытии особо поблагодарил мэра Москвы Сергея Собянина, «без которого эта выставка была бы невозможной».

По словам Сергея Кузнецова, «неокончательная» оценка стоимости проекта — примерно 100 млн руб.

Биеннале открыта до конца ноября.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+