18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Ночь Кандинского» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

Справка

Василий Кандинский всерьез увлекался сценографией и театром. Вместе с композитором Фомой Гартманом он разрабатывал «композиции для сцены» («Желтый звук», «Фиолетовое»), главной темой которых оставалась спасительная роль искусства, приходящего на помощь человечеству на краю духовной гибели. Вдохновленный философией Рихарда Вагнера и идеей скрябинской «мистерии», в своих театральных поисках Кандинский шел дальше по пути дематериализации формы — к созданию высшей синестетической красоты.

Еще…

В честь празднования 150-летия художника Государственная Третьяковская галерея в рамках «Ночи в музее» создала уникальный проект, неотделимый от выставки «Василий Кандинский. Контрапункт: „Композиция VI“ — „Композиция VII“» — медиаспектакль «Двоица», режиссер которого Юрий Квятковский рассказал о том, как сегодня переосмысляется авангардное искусство.

Помимо медиапроекта, в Третьяковской галерее 21 мая пройдет авторская музыкальная программа SATIEsfaction, будут открыты семейные творческие мастерские «Художественные практики Кандинского», а также все пришедшие в музей смогут бесплатно посетить экспозиции и выставки на Крымском Валу.

Генеральным продюсером вечера выступила Laboratory ABC — команда специалистов в области арта, медиа и бизнеса. В их портфолио — сотрудничество с Парком Горького, МАРХИ, Музеем Москвы и другими городскими пространствами. Для юбилейной выставки Василия Кандинского Laboratory ABC также подготовила мультимедиапроект «Путь к абстракции».


Юрий, как бы вы назвали жанр проекта, который создали для Третьяковской галереи? Это перформанс, хореографический спектакль? Что в нем от театра?

Наш проект можно назвать медиабалетом. Мы не придумали нового направления, просто открыли для себя новые инструменты, с помощью которых соединили классические балетные партитуры и искусство. Хореограф Ирина Галушкина имеет за спиной классическую балетную школу, а в проекте участвуют профессиональные танцоры.

Справка

Дмитрий Брусникин

Режиссер театра и кино, руководитель Мастерской Брусникина

Наша мастерская часто ставит спектакли в нетрадиционных, на первый взгляд, пространствах. Это наш стиль. Таким образом мы ищем новые ощущения, форматы, звучание и средства языка. У нас уже был опыт работы с выставкой «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Нам хотелось продлить сотрудничество. Живопись Кандинского заставляет думать. Вообще абстрактная живопись — это практически переход в науку, это анализ цвета, его взаимодействия со звуком, влияние на человека. Творчество авангардистов никогда не устаревает и не становится «пыльным». За ним всегда новая идея.

Еще…

Это наводит на мысль о балетах Каролин Карлсон. Например, ее «Знаки» — спектакль называли ожившей живописью, а музыка создавалась именно на хореографический сюжет. Вы обращались к западным коллегам?

Мы анализировали много разных синтетических проектов на границе балета и медиаарта. В данном случае партитуры сочинялись под заранее придуманный видеосценарий Яна Калберзина, с которым мы обсуждали разные возможности того, как мультимедиа может взаимодействовать с живым артистом. Наша сцена построена таким образом, что экранная поверхность будет отражает поверхность, на которой танцуют. Вся хореография ориентирована в плоскости пола: артисты не встают на ноги, они все делают лежа. Сверху их будет снимать камера, а потом транслировать это на экран с разными проекциями и орнаментами, которые сочинил Ян Калберзин.

Почему у балета такое название?

Так или иначе выставка посвящена двум работам Василия Кандинского, которые стоят друг напротив друга. Дуализм этой задумки перекочевал в балет. У нас тоже два танцпола, а рядом с ними стоят два экрана. Получается взаимодействие двух партитур. Сюда подходит игра слов: то ли «двоица», то ли все «двоится».

Кстати, о Кандинском: какие-то его философские идеи принимались во внимание?

То, что предложил в свое время Кандинский, сейчас, конечно, воспринимается немного по-другому. Даже от словосочетания «цвет звука» у современного человека идет уже другой ассоциативный ряд. И то, что имел в виду Василий Кандинский в своих сценариях, было новаторством, но новаторством, которое имело место уже давно. А сейчас мы пытаемся открыть, что же это значит для нас.

Справка

Татьяна Гетман

Куратор проекта «Ночь Кандинского»

Основа концепции всего спецпроекта — одна из главных идей Кандинского о синтезе искусств. Идея синтеза искусств часто звучит в книге художника «О духовном в искусстве» (1911), где слово определяется как «внутренний звук». В его статье, опубликованной в альманахе «Синий всадник» (1912), теоретически обосновывается жанр «сценической композиции». По мнению Кандинского, «сценическая композиция» состоит «из следующих трех элементов: из музыкального движения, живописного движения и из движения художественного танца». Эта идея художника будет воплощена в пространстве Третьяковской галереи.

Еще…

С помощью видеоарта вы в какой-то степени делаете живопись художника понятнее для зрителя?

Это не попытка объяснить художника, это акт того, как мы подхватываем импульс от живописи и пытаемся рождать свои художественные высказывания, то есть картина для нас — двигатель, отправная точка, повод для того, чтобы высказаться. Абстрактное искусство тем и прекрасно, что каждый должен и имеет возможность почувствовать и понять свое. Если картину Кандинского разобрать, подписать цифрой или словом каждый мелкий элемент, от этого не будет пользы. Такую живопись нарративно объяснять не имеет смысла. Она играет с твоими чувствами в целом. Их ты можешь превратить в свое художественное высказывание.

Синтез нескольких видов искусства для медиапостановки — ваша идея или ее предложила куратор Татьяна Гетман?

Мы «родили» это вместе. Она изначально чувствовала, что это должна быть хореографическая партитура, а мы, подумав, решили соединить танец с медиаартом, чтобы на стыке этих жанров поискать новые смыслы и формы.

Как вы думаете, почему при этом обратились к вам и Мастерской Брусникина?

В последние годы мы с ним тесно работали над многими проектами. Изначально этот проект предложили Мастерской Брусникина, потому что знают, что они имеют дело с нетрадиционным пространством. Но Мастерская Брусникина — это еще и большая институция, в которой задействовано много художников и режиссеров.

Справка

Марина Глухова

Креативный продюсер проекта, основатель Laboratory ABC

Важно понимать, что любой проект для музея — это не только шоу, это в первую очередь идея, которая совместно разрабатывается с кураторами. Более того, статус Третьяковской галереи поднимает еще более высокую планку контентному и смысловому содержанию. Классический перформанс уже давно не уникальный жанр. Особенность нашего проекта в том, что перформанс по мотивам работ Василия Кандинского пройдет в музее не единожды, мы хотим продлить его показы до осени. Можно сказать, что музейное пространство превратится в театр. Идею мультимедийного проекта «Путь к абстракции», который мы продюсировали для выставки (его можно увидеть во время марафона экскурсий), предложила Зельфира Исмаиловна Трегулова. Она сказала, что Кандинский как раз тот художник, который мог бы наилучшим образом воплотиться в digital из-за графики и формы. Наша команда Laboratory ABC вдохновлена этим экспериментом, и у нас есть идея создавать больше аналогичных цифровых проектов и показывать их в Европе, Америке — там, где нет возможности увидеть подлинники.

Еще…

Ваше предшествующее увлечение авангардом (спектакль «Второе видение») при этом играло значение?

Мне кажется, что увлечение авангардом для русского активно мыслящего человека — это перманентная ситуация, потому что к авангарду просто нельзя охладеть. По сути, этот период стоит во главе всего культурного фонда России.

Вы считаете, что авангард — наша главная культурная ценность?

Конечно! Это очевидно. Именно в этот период все случилось.

А что именно вы видите на этих двух картинах Кандинского — в композициях VI и VII?

Мы подробно исследовали их для проекта, начали соотносить содержание с формой. В них много библейского смысла, библейских сюжетов. Все классические библейские мифы про Всемирный потоп, про сотворение мира — в этих композициях отражено это. Я вижу очень адекватную попытку высказаться на тему сотворения мира.

Могли бы вы взять за основу еще какого-либо художника, чтобы так же поработать в пространстве с актерами и танцорами?

Их можно перечислять бесконечно. В первую очередь Малевич. Маяковский, его серия плакатов «Окна РОСТА». Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Машков. А еще Шагал.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+