«Инновацию» аскетично вручили в одиннадцатый раз

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Торжественная церемония награждения лауреатов Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», ежегодно проводимого Государственным центром современного искусства, в этом году прошла в одиннадцатый раз и впервые — в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В качестве площадки был выбран Белый зал, оформленный довольно аскетично: перед началом церемонии в нем располагались только стулья для зрителей и сцена. По словам директора ГЦСИ Михаила Миндлина, это самая дешевая церемония за всю историю премии.

Началась она практически с кинетического искусства: на глазах у зрителей за сценой стало надуваться нечто, что постепенно приобрело форму фонового задника. На него позднее проецировались видеопредставления номинаций. В своей приветственной речи Михаил Миндлин отметил, что с каждым годом конкурс все больше разрастается и, что еще важнее, подается все больше заявок из регионов, где формируются собственные арт-сообщества.

Директор ГЦСИ не обошел стороной и скандальное снятие главной номинации — «Произведение визуального искусства». Экспертный совет премии отказался от этого раздела конкурса в знак протеста против отклонения организаторами премии перформанса «Угроза» Петра Павленского.

«Мне кажется, не стоило отказываться от целой номинации, потому что у широкого круга замечательных российских художников нет возможности участвовать в этом году в конкурсе, быть номинантами и стать лауреатами», — прокомментировал ситуацию Миндлин, выразив надежду на то, что таких неприятных инцидентов в обозримом будущем больше не случится. Он также подчеркнул отсутствие всякой цензуры в конкурсе, «потому что в состав экспертного совета, за исключением представителей регионов, не входят представители ГЦСИ, как, впрочем, и в жюри конкурса».

Первой была вручена премия во внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства России», присужденная Леониду Михельсону, создателю и президенту фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C). Фонд проводит реконструкцию исторического здания в Венеции — в будущем там разместится образовательный и выставочный центр, а также преобразует здание ГЭС-2 в новое культурное пространство в Москве. Вручал приз заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, пожелавший перед передачей приза «сказать пару ласковых и добрых слов в адрес премии и ее социальной и культурной миссии». Сам лауреат приехать не смог, поздравления за него принимал директор департамента общественных связей компании «Новатэк», председателем правления которой является Леонид Михельсон, Денис Соловьев, лаконично поблагодаривший организаторов премии.

Следующим вручался приз в номинации «Кураторский проект», где лучшим стало «Избирательное сродство» — первая выставка в рамках проекта «Удел человеческий», идея которого, по словам его куратора Виктора Мизиано, возникла благодаря интересу к «антропологической проблематике, то есть к проблеме субъектности и субъективности, или же, говоря проще, к проблеме человека». Сам Виктор Мизиано присутствовать на церемонии также не смог, и приз приняла из рук директора ГМИИ имени А.С.Пушкина Марины Лошак сокуратор проекта Дарья Пыркина.

Комиссар российского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции, член жюри конкурса Семен Михайловский, вручавший приз в номинации «Региональный проект», развлек публику шутливой речью: «Это было тяжелое-тяжелое решение, все у нас было непросто: на нас давили, мы сопротивлялись. Жесткая цензура, попытки навязать свое мнение, в результате мы группировались по двое, потом по трое, кто-то остался в одиночестве. Я пытался лоббировать питерцев (фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». — TANR). В конце концов мы подсчитали голоса, и впереди оказалась, как всегда, Алиса Прудникова». В номинации победила III Уральская индустриальная биеннале современного искусства, и ее комиссар Алиса Прудникова поднялась на сцену за премией. «Инновация — это тот самый проект, который меняет ход вещей. И наверное, третья биеннале — это та самая биеннале, после которой мы почувствовали, что дело сделано, и город другой, и жизнь никогда не будет прежней, и гостиница „Исеть“ (где проводилась биеннале. — TANR) никогда не будет прежней. Самое главное — что у биеннале потрясающая команда. Команда, ура!» — сказала она.

Каталог-исследование «Проекции авангарда» Ольги Шишко, в котором собраны статьи 50 авторов на тему связи авангарда с современной культурой, стал лучшим в номинации «Теория, критика, искусствознание». Премию вручила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, отметившая, что «эта работа не только серьезный анализ одного из самых интересных феноменов современного искусства — это еще и результат огромного блока практических достижений, с которыми мы связываем вашу работу в области видеоарта и то, что вы делаете в Москве». Ольга Шишко, в свою очередь, поблагодарила всех причастных к созданию книги и образовательному проекту, послужившему импульсом к ее появлению.

Предпоследней вручали «Инновацию» в номинации «Новая генерация». Ее получила работа чеченского художника Аслана Гайсумова «Волга», посвященная опыту художника, связанному с бегством его семьи из Грозного во время первой чеченской войны в 1995 году. Вручал премию в этой номинации для молодых художников ветеран соц-арта Борис Орлов. Гайсумов, готовящий выставку в Антверпене, приехать на церемонию не смог, но передал письмо, в котором пообещал разделить премию между родственниками, которые участвовали в съемках его работы.

Завершала церемонию вторая внеконкурсная номинация — «За творческий вклад в развитие современного искусства». Для вручения премии Борису Орлову на сцену вышли все члены жюри. Сам мэтр скромно сказал: «Вот так работал-работал 50 лет, а оказалось, что вклад какой-то. Мне вообще страшно повезло. Я родился в нужное время в нужном месте, учился у великолепных педагогов, мастеров ар-деко в Строгановском училище. Учился с такими людьми, как Комар и Меламид, Леонид Соков и Александр Соколов. Это замечательные художники, которые помогали мне тем, что стояли вокруг меня, возбуждая творческий потенциал. Всем им я очень благодарен, потому что без них бы ничего не получилось. Мне страшно повезло, что я дожил до времени, когда возникла инфраструктура, которая к нам лицом повернулась, и Третьяковская галерея… Возникли такие институции, как премия «Инновация», Премия Кандинского, когда нас стали благодаря этой поддержке приглашать на международную сцену. Нам просто очень и очень повезло. Спасибо всем».

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+