18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Инновацию» аскетично вручили в одиннадцатый раз

Торжественная церемония награждения лауреатов Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», ежегодно проводимого Государственным центром современного искусства, в этом году прошла в одиннадцатый раз и впервые — в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В качестве площадки был выбран Белый зал, оформленный довольно аскетично: перед началом церемонии в нем располагались только стулья для зрителей и сцена. По словам директора ГЦСИ Михаила Миндлина, это самая дешевая церемония за всю историю премии.

Началась она практически с кинетического искусства: на глазах у зрителей за сценой стало надуваться нечто, что постепенно приобрело форму фонового задника. На него позднее проецировались видеопредставления номинаций. В своей приветственной речи Михаил Миндлин отметил, что с каждым годом конкурс все больше разрастается и, что еще важнее, подается все больше заявок из регионов, где формируются собственные арт-сообщества.

Директор ГЦСИ не обошел стороной и скандальное снятие главной номинации — «Произведение визуального искусства». Экспертный совет премии отказался от этого раздела конкурса в знак протеста против отклонения организаторами премии перформанса «Угроза» Петра Павленского.

«Мне кажется, не стоило отказываться от целой номинации, потому что у широкого круга замечательных российских художников нет возможности участвовать в этом году в конкурсе, быть номинантами и стать лауреатами», — прокомментировал ситуацию Миндлин, выразив надежду на то, что таких неприятных инцидентов в обозримом будущем больше не случится. Он также подчеркнул отсутствие всякой цензуры в конкурсе, «потому что в состав экспертного совета, за исключением представителей регионов, не входят представители ГЦСИ, как, впрочем, и в жюри конкурса».

Первой была вручена премия во внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства России», присужденная Леониду Михельсону, создателю и президенту фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C). Фонд проводит реконструкцию исторического здания в Венеции — в будущем там разместится образовательный и выставочный центр, а также преобразует здание ГЭС-2 в новое культурное пространство в Москве. Вручал приз заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, пожелавший перед передачей приза «сказать пару ласковых и добрых слов в адрес премии и ее социальной и культурной миссии». Сам лауреат приехать не смог, поздравления за него принимал директор департамента общественных связей компании «Новатэк», председателем правления которой является Леонид Михельсон, Денис Соловьев, лаконично поблагодаривший организаторов премии.

Следующим вручался приз в номинации «Кураторский проект», где лучшим стало «Избирательное сродство» — первая выставка в рамках проекта «Удел человеческий», идея которого, по словам его куратора Виктора Мизиано, возникла благодаря интересу к «антропологической проблематике, то есть к проблеме субъектности и субъективности, или же, говоря проще, к проблеме человека». Сам Виктор Мизиано присутствовать на церемонии также не смог, и приз приняла из рук директора ГМИИ имени А.С.Пушкина Марины Лошак сокуратор проекта Дарья Пыркина.

Комиссар российского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции, член жюри конкурса Семен Михайловский, вручавший приз в номинации «Региональный проект», развлек публику шутливой речью: «Это было тяжелое-тяжелое решение, все у нас было непросто: на нас давили, мы сопротивлялись. Жесткая цензура, попытки навязать свое мнение, в результате мы группировались по двое, потом по трое, кто-то остался в одиночестве. Я пытался лоббировать питерцев (фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». — TANR). В конце концов мы подсчитали голоса, и впереди оказалась, как всегда, Алиса Прудникова». В номинации победила III Уральская индустриальная биеннале современного искусства, и ее комиссар Алиса Прудникова поднялась на сцену за премией. «Инновация — это тот самый проект, который меняет ход вещей. И наверное, третья биеннале — это та самая биеннале, после которой мы почувствовали, что дело сделано, и город другой, и жизнь никогда не будет прежней, и гостиница „Исеть“ (где проводилась биеннале. — TANR) никогда не будет прежней. Самое главное — что у биеннале потрясающая команда. Команда, ура!» — сказала она.

Каталог-исследование «Проекции авангарда» Ольги Шишко, в котором собраны статьи 50 авторов на тему связи авангарда с современной культурой, стал лучшим в номинации «Теория, критика, искусствознание». Премию вручила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, отметившая, что «эта работа не только серьезный анализ одного из самых интересных феноменов современного искусства — это еще и результат огромного блока практических достижений, с которыми мы связываем вашу работу в области видеоарта и то, что вы делаете в Москве». Ольга Шишко, в свою очередь, поблагодарила всех причастных к созданию книги и образовательному проекту, послужившему импульсом к ее появлению.

Предпоследней вручали «Инновацию» в номинации «Новая генерация». Ее получила работа чеченского художника Аслана Гайсумова «Волга», посвященная опыту художника, связанному с бегством его семьи из Грозного во время первой чеченской войны в 1995 году. Вручал премию в этой номинации для молодых художников ветеран соц-арта Борис Орлов. Гайсумов, готовящий выставку в Антверпене, приехать на церемонию не смог, но передал письмо, в котором пообещал разделить премию между родственниками, которые участвовали в съемках его работы.

Завершала церемонию вторая внеконкурсная номинация — «За творческий вклад в развитие современного искусства». Для вручения премии Борису Орлову на сцену вышли все члены жюри. Сам мэтр скромно сказал: «Вот так работал-работал 50 лет, а оказалось, что вклад какой-то. Мне вообще страшно повезло. Я родился в нужное время в нужном месте, учился у великолепных педагогов, мастеров ар-деко в Строгановском училище. Учился с такими людьми, как Комар и Меламид, Леонид Соков и Александр Соколов. Это замечательные художники, которые помогали мне тем, что стояли вокруг меня, возбуждая творческий потенциал. Всем им я очень благодарен, потому что без них бы ничего не получилось. Мне страшно повезло, что я дожил до времени, когда возникла инфраструктура, которая к нам лицом повернулась, и Третьяковская галерея… Возникли такие институции, как премия «Инновация», Премия Кандинского, когда нас стали благодаря этой поддержке приглашать на международную сцену. Нам просто очень и очень повезло. Спасибо всем».

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+