Почти советская «Правда»

№43, май 2016
№43
Материал из газеты

На русский впервые переведен моральный кодекс фотожурналиста — знаменитая «Правда не нуждается в союзниках» Говарда Чапника

Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках: Фотожурналистика изнутри. СПб.: Клаудберри, 2016.
Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках:
Фото: изнутри. СПб.: Клаудберри, 2016.

Книга Говарда Чапника (1922–1996) — это одновременно манифест, мемуары и учебник, обрушивающий на читателя лавину имен, фактов и цитат. Некоторая хаотичность текста объясняется, видимо, расчетом на широкую аудиторию. Кто-то найдет здесь точные и трезвые размышления о законах того или иного жанра, о фотоэссе и фотокнигах, об эстетике фотожурналистики и ее антропологическом измерении, о секретах успеха. Трезвые, поскольку книга написана одним из самых влиятельных фоторедакторов Америки, ни на секунду не забывающем о важности фотобизнеса. И возможно, немного устаревшие, поскольку оригинал вышел в 1994-м, накануне массированного вторжения в бизнес цифровых технологий и Интернета.

Для кого-то книга окажется практическим пособием со множеством дельных советов: скажем, как составить первое портфолио, сделать хорошую подпись под фотографией, выбрать агента, защищать авторские права, даже каковы дресс-код и правила этикета фоторепортера. Но главное, это учебник гуманистической этики, сразу же предупреждающий читателя: «Фотожурналистика неотделима от сознательного и совестливого отношения к миру, которым должен быть наделен тот, кто ею занимается».

Около полувека Чапник, поднявшись по карьерной лестнице от курьера до президента, трудился в фото­агентстве Black Star, служившем главным поставщиком материалов для журналов Life и Time. С Black Star сотрудничали Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Мартин Мункачи, Жермена Круль, Билл Брандт, Уильям Юджин Смит, Марио Джакомелли, Энтони Сво и другие великие, добрая половина антологии фотографии XX века прошла через руки Чапника.

Обобщая опыт нескольких поколений «неравнодушных фотографов», он составляет нагорную проповедь для всех, кто собирается пойти путем самоотречения и самопожертвования, поставив свою камеру на службу миру и прогрессу, как писали в советских газетах.

Порой текст Чапника, кому, несмотря на всю деловую хватку, удается сохранять прекраснодушный романтический идеализм, кажется настолько советским по духу, что, когда заходит речь о случаях из собственной практики, вместо Black Star ожидаешь увидеть «Фотохроника ТАСС».

Автор свято и наивно верит в объективность и правду: «Фотожурналисты исключительно объективны. Их объединяет приверженность к правде и реальности». Он не сомневается в том, что правдивая фотожурналистика способна изменить мир: «Я видел, как фотография оказывала сильное влияние на понимание людьми мира, в котором они живут, на восприятие важных социальных и политических вопросов». Он считает фотожурналистику совестью человечества — совесть не боится боли и грязи: «Лучшие фотожурналисты не думают о том, как бы не задеть чувства зрителя. Они не избегают неприятного и противоречивого… Гуманизм требует от нас не отводить взгляд от того, что раздражает общество. Фотография усиливает гуманистическую традицию, заставляя нас смотреть на то, чего в противном случае мы никогда бы не увидели. Она напоминает нам, что все мы — из одной человеческой семьи и судьбы наши теснейшим образом переплетены».

Впрочем, это не только совесть человечества, но и его память: «Фотография, будучи очевидцем истории, дает свидетельские показания на суде общественного мнения». В общем, настоящая фотожурналистика — это реализм, как его понимали отечественные критики 1960-х, и забавно, что среди своих кумиров из мира литературы и искусства Чапник называет Евгения Евтушенко (правда, Рудольф Нуриев тоже упоминается как фанатично преданный делу художник).

Однако примеры, какими щедро подкреплен этот моральный кодекс фотографа-гуманиста, плохо вписывались как в советскую пропаганду, так и в советские представления о том, какой должна быть пропаганда американская.

Для фотожурналистики по Чапнику нет запретных тем, и нет их прежде всего в своей стране, будь то война во Вьетнаме, дискриминация афро- и латиноамериканцев, борьба за гражданские права, эпидемия наркомании, бездом­ные, детская проституция, насилие над женщинами или феминистская революция.

Чапник возмущен и пентагоновской пропагандой в фотожурналистике во время войны в Персидском заливе, и любыми попытками цензуры — военной или гомофобной, как было с Робертом Мэпплторпом. Словом, при всей кажущейся советскости книга Чапника совершенно свободна от сервильности, ханжества и фарисейского морализаторства, и поэтому она своего рода пролог к трактату об этике фотографии следующего поколения, а именно к Смотрим на чужие страдания Сьюзен Сонтаг. Вряд ли что-то подобное могло вырасти из сочинения редактора «Фотохроники ТАСС».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+