Южный поток медиаискусства

Московский Центр современного искусства МАРС открыл филиал в Абрау-Дюрсо

Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"
Фото: Станислав Бойко/"Галерея МАРС"

МАРС интенсивно двинулся из Москвы в другие города. Уже работает филиал центра в Санкт-Петербурге, выставка в Гонконге грозит превратиться в постоянное представительство. Галерея МАРС в Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае сразу создана как постоянная. Ею разработана не только выставочная, но и образовательная программа для посетителей. Она наверняка понадобится, хотя глава центра МАРС Сергей Демчев считает, что специально объяснять цифровое искусство нашим современникам не требуется, оно понятно интуитивно: «Мультимедийный жанр — это антропологический след нашего поколения, ведь гаджеты стали частью нашей жизни». И правда, многие мгновенно понимают, где надо надеть 3D-очки и шлемы, где «внедриться» в медиаинсталляцию и воздействовать на нее. Но есть и те, кому требуются разъяснения.

Для открытия выбрали несколько международных проектов. Группа из Детройта Cuppetelli and Mendoza требует от зрителей активного действия, иначе инсталляция из эластичных струн, залитых видеопроекцией, останется неподвижной, причем до струн надо дотрагиваться физически. А Quantum Space российской группы Kuflex, наоборот, развоплощает зрителя до потока фотонов, до разноцветных цветных брызг, которые можно посылать во все стороны. Участвовавшая во многих фестивалях по всему миру группа Nonotak делает свет не только зримым, но и слышимым: тревожная инсталляция Convergens — это вспыхивающие в сложном ритме светодиодные лампы, дополненные звуками, гудением и потрескиванием, ассоциирующимися с электричеством. Tundra — первая российская команда, которая стала специализироваться именно на аудиовизуальном искусстве и уже заработала международный статус. На открытии МАРС в Абрау-Дюрсо они вживую управляли созданным ими пространством «Черного шума», куда зритель может погрузиться, надев специальные очки, чтобы бродить по виртуальному геометрическому миру.

Примечательно, что под галерею переоборудовали пространство неиспользуемых цехов завода шампанских вин, в самом старом здании комплекса, которому более 100 лет. «Здесь было много следов производства, старые лампы и коммуникации, — говорит архитектор проекта Наталья Масталерж, партнер бюро Nowadays office — но мы оставили все как есть. Мы решили действовать методом максимального невмешательства». Для инсталляций, требующих «черных комнат», сделаны боксы из радужного металла, налит новый пол, не касающийся стен из местного натурального камня, аккуратно спрятана подсветка.

Элементы навигации, начиная с названия выставки, «Light Line», и названий проектов, тоже кажутся произведениями современного искусства, ими занималось Музейно-выставочное объединение «Манеж». «Мы развиваем свои площадки сами, — рассказывает Петр Толпин, глава отдела развития «Манежа», — и работаем с другими государственными институциями, но частная организация обратилась к нам впервые». Сотрудничество оказалось успешным, и его планируют продолжить в московском МАРС.

В целом выставка почти идеальный пример партнерства. Для Абрау-Дюрсо этот проект важен, поскольку привлекает внимание к курорту, центру семейного туризма. «Строительство совместного арт-пространства было осуществлено в рекордные сроки, всего за три месяца, и стоило десятки миллионов рублей», — отмечает Павел Титов, президент ПАО «Абрау-Дюрсо». А МАРС получит тысячи зрителей, для многих из которых это будет первым опытом контакта с современным искусством.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+