18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Южный поток медиаискусства

Московский Центр современного искусства МАРС открыл филиал в Абрау-Дюрсо

МАРС интенсивно двинулся из Москвы в другие города. Уже работает филиал центра в Санкт-Петербурге, выставка в Гонконге грозит превратиться в постоянное представительство. Галерея МАРС в Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае сразу создана как постоянная. Ею разработана не только выставочная, но и образовательная программа для посетителей. Она наверняка понадобится, хотя глава центра МАРС Сергей Демчев считает, что специально объяснять цифровое искусство нашим современникам не требуется, оно понятно интуитивно: «Мультимедийный жанр — это антропологический след нашего поколения, ведь гаджеты стали частью нашей жизни». И правда, многие мгновенно понимают, где надо надеть 3D-очки и шлемы, где «внедриться» в медиаинсталляцию и воздействовать на нее. Но есть и те, кому требуются разъяснения.

Для открытия выбрали несколько международных проектов. Группа из Детройта Cuppetelli and Mendoza требует от зрителей активного действия, иначе инсталляция из эластичных струн, залитых видеопроекцией, останется неподвижной, причем до струн надо дотрагиваться физически. А Quantum Space российской группы Kuflex, наоборот, развоплощает зрителя до потока фотонов, до разноцветных цветных брызг, которые можно посылать во все стороны. Участвовавшая во многих фестивалях по всему миру группа Nonotak делает свет не только зримым, но и слышимым: тревожная инсталляция Convergens — это вспыхивающие в сложном ритме светодиодные лампы, дополненные звуками, гудением и потрескиванием, ассоциирующимися с электричеством. Tundra — первая российская команда, которая стала специализироваться именно на аудиовизуальном искусстве и уже заработала международный статус. На открытии МАРС в Абрау-Дюрсо они вживую управляли созданным ими пространством «Черного шума», куда зритель может погрузиться, надев специальные очки, чтобы бродить по виртуальному геометрическому миру.

Примечательно, что под галерею переоборудовали пространство неиспользуемых цехов завода шампанских вин, в самом старом здании комплекса, которому более 100 лет. «Здесь было много следов производства, старые лампы и коммуникации, — говорит архитектор проекта Наталья Масталерж, партнер бюро Nowadays office — но мы оставили все как есть. Мы решили действовать методом максимального невмешательства». Для инсталляций, требующих «черных комнат», сделаны боксы из радужного металла, налит новый пол, не касающийся стен из местного натурального камня, аккуратно спрятана подсветка.

Элементы навигации, начиная с названия выставки, «Light Line», и названий проектов, тоже кажутся произведениями современного искусства, ими занималось Музейно-выставочное объединение «Манеж». «Мы развиваем свои площадки сами, — рассказывает Петр Толпин, глава отдела развития «Манежа», — и работаем с другими государственными институциями, но частная организация обратилась к нам впервые». Сотрудничество оказалось успешным, и его планируют продолжить в московском МАРС.

В целом выставка почти идеальный пример партнерства. Для Абрау-Дюрсо этот проект важен, поскольку привлекает внимание к курорту, центру семейного туризма. «Строительство совместного арт-пространства было осуществлено в рекордные сроки, всего за три месяца, и стоило десятки миллионов рублей», — отмечает Павел Титов, президент ПАО «Абрау-Дюрсо». А МАРС получит тысячи зрителей, для многих из которых это будет первым опытом контакта с современным искусством.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+