18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях

Спустя почти 300 лет в Кремле впервые окажутся рядом коронационное платье Екатерины I и костюм Петра I, в котором он возложил императорскую корону на голову супруги в 1724 году. Это одно из многих «впервые», которые ждут зрителя на открывающейся 20 сентября выставке Венчания на царство и коронации в Московском Кремле.

Платье хранится в Оружейной палате, костюм привезут из Эрмитажа. Впрочем, из других петербургских и московских музеев и архивов прибудет совсем немного предметов: в запасниках Музеев Кремля нужного материала с избытком. Ведь все российские монархи — от первого царя Ивана IV Грозного, венчавшегося на царство в 1547 году, до последнего императора Николая II — принимали в свои руки символы власти в кремлевском Успенском соборе. Экспозиция развернется в трех выставочных залах: Успенской звоннице, Одностолпной и Мироваренной палатах Патриаршего дворца, — событие тоже редкое. «Даже три зала не могут вместить всего, что хранится в Музеях Кремля, поэтому мы отобрали единичные, самые ценные экземпляры, чтобы воссоздать во всех подробностях коронационные торжества», — говорит один из кураторов выставки, заведующая сектором ткани Оружейной палаты Светлана Амелёхина.

Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз. Чтобы раскрыть ее, отобрано около 400 предметов: одежда, документы, гравюры, фотографии. Они расскажут о том, где проходили празднования, как на протяжении столетий менялся ритуал, из кого состояла коронационная процессия, во что были одеты ее участники, из чего ели и пили гости в Грановитой палате и многое другое.

Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись. Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник (скатерть). Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры. Эти костюмы и ткани действительно уникальны, такого собрания, по словам куратора, «нет ни в одном другом российском музее, да и редко в каких зарубежных музеях сохранились подобные предметы».

На выставке также представят облачение высших церковных иерархов и парадные костюмы придворных, серебряную посуду, знаменитый фарфоровый сервиз, созданный по эскизам Федора Солнцева к коронации Николая I — впервые в огромном многообразии форм и дополнений. Особое место отводится царским регалиям: здесь венец, скипетр и держава Большого наряда Михаила Романова (1613), шапка Мономаха с единственного в русской истории совместного венчания на царство Ивана V и Петра I (1682), коронационные венцы Екатерины I (1724), Анны Иоанновны (1730), держава Петра II (1727).

Еще одна незнакомая широкому зрителю тема — возникшие в XVIII столетии и высоко ценимые сегодня антикварами коронационные альбомы с описанием празднования и гравированными иллюстрациями. Примером такого сборника служит церемониальный альбом Александра III и императрицы Марии Федоровны (1883). Надо сказать, что традиция совместной коронации супругов началась с Павла I и его жены Марии Федоровны (1797) и поддерживалась российскими самодержцами на протяжении всего XIX века. Особая роль также отводилась вдовствующим императрицам — на выставке среди прочего покажут парчовую с горностаевым мехом коронационную мантию матери последнего русского царя.
Музеи Московского Кремля
Венчания на царство и коронации в Московском Кремле. XVI–XIX вв.

Москва, 20 сентября — 29 января 2014 года

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+