18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Театр-трактор»: архитектура в движении и фотографии

В выставочном пространстве негосударственного Фонда развития современной культуры и искусства «Дон», занимающегося поддержкой и популяризацией современных российских художников, открылась первая в родном городе персональная выставка молодого фотографа Сергея Сапожникова «The Drama Machine», поддержанная Газпромбанком Private Banking.

На этот раз успешный российский фотограф размышляет на тему архитектурного наследия, и в частности одного из главных памятников модернизма в Ростове-на-Дону — здания Драматического театра имени Максима Горького, известного в народе как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого вида с высоким «лбом» фасада и симметричными, вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими тракторные гусеницы.

Театр был построен в начале 1930-х годов по проекту знаменитого дуэта архитекторов, авторов здания Библиотеки имени В.И.Ленина в Москве Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха и представлял собой многофункциональный, как бы сейчас сказали, культурный центр, включавший большой и малый залы, выставочные галереи и обширные помещения для работников сцены. В своем первоначальном виде театр простоял недолго: во время Великой Отечественной войны он был взорван и впоследствии реконструирован, сильно потеряв в площади, но сохранив общий облик. В последние годы театр постигла новая беда — неграмотная реставрация, включающая замену остекления, невнимательную к оригинальной расстекловке, и ремонт интерьеров, не учитывающий особенностей здания.

По словам Сергея Сапожникова, он старался фотографировать театр так, чтобы «не было видно никаких элементов реконструкции». Впрочем, на съемке непосредственно театра Сапожников не останавливается: фотография у него не ограничивается запечатлением реальности — она междисциплинарна и включает элементы перформанса, театра, инсталляции. Фотограф заново конструирует пространство, сооружая в нем ломаные объекты, в данном случае вдохновленные образом трактора, приглашая зрителей к взаимодействию с ними и фиксируя этот процесс. Таким образом, он выстраивает драматургию процесса, по словам куратора выставки Ирене Кальдерони, «показывая, что архитектура существует во времени. Он помещает архитектуру в движение, сообщая ей динамику, и метафора театра здесь очень полезна, поскольку в проекте есть драма и очень важен его перформативный подход к фотографии».

Проект был осуществлен при поддержке Газпромбанка Private Banking, которому принадлежит часть показанных на выставке снимков Сергея Сапожникова. «Очень приятно, что здесь присутствуют работы из нашей коллекции, — рассказала TANR вице-президент Газпромбанка Марина Ситнина. — С Сергеем Сапожниковым было особенно интересно делать выставку, потому что он человек необыкновенно честный в своем отношении к искусству и по-настоящему ему преданный. Я думаю, что через объектив своего фотоаппарата так же по-честному можно увидеть проблемы, которые не видны невооруженным глазом. Я надеюсь, что таким образом получится позволить нашему наследию развиваться и жить дальше».

К выставке выпущен каталог, который, по словам Марины Ситниной, более полно представляет творчество Сергея Сапожникова. Репродукции фотографий в книге сопровождают статьи, посвященные как непосредственно ростовскому театру (о нем рассказывают архитектор Артур Токарев и британский писатель и журналист Оуэн Хаттерли), так и работам фотографа, о котором написала Ирене Кальдерони.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+