«Театр-трактор»: архитектура в движении и фотографии

В выставочном пространстве негосударственного Фонда развития современной культуры и искусства «Дон», занимающегося поддержкой и популяризацией современных российских художников, открылась первая в родном городе персональная выставка молодого фотографа Сергея Сапожникова «The Drama Machine», поддержанная Газпромбанком Private Banking.

На этот раз успешный российский фотограф размышляет на тему архитектурного наследия, и в частности одного из главных памятников модернизма в Ростове-на-Дону — здания Драматического театра имени Максима Горького, известного в народе как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого вида с высоким «лбом» фасада и симметричными, вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими тракторные гусеницы.

Театр был построен в начале 1930-х годов по проекту знаменитого дуэта архитекторов, авторов здания Библиотеки имени В.И.Ленина в Москве Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха и представлял собой многофункциональный, как бы сейчас сказали, культурный центр, включавший большой и малый залы, выставочные галереи и обширные помещения для работников сцены. В своем первоначальном виде театр простоял недолго: во время Великой Отечественной войны он был взорван и впоследствии реконструирован, сильно потеряв в площади, но сохранив общий облик. В последние годы театр постигла новая беда — неграмотная реставрация, включающая замену остекления, невнимательную к оригинальной расстекловке, и ремонт интерьеров, не учитывающий особенностей здания.

По словам Сергея Сапожникова, он старался фотографировать театр так, чтобы «не было видно никаких элементов реконструкции». Впрочем, на съемке непосредственно театра Сапожников не останавливается: фотография у него не ограничивается запечатлением реальности — она междисциплинарна и включает элементы перформанса, театра, инсталляции. Фотограф заново конструирует пространство, сооружая в нем ломаные объекты, в данном случае вдохновленные образом трактора, приглашая зрителей к взаимодействию с ними и фиксируя этот процесс. Таким образом, он выстраивает драматургию процесса, по словам куратора выставки Ирене Кальдерони, «показывая, что архитектура существует во времени. Он помещает архитектуру в движение, сообщая ей динамику, и метафора театра здесь очень полезна, поскольку в проекте есть драма и очень важен его перформативный подход к фотографии».

Проект был осуществлен при поддержке Газпромбанка Private Banking, которому принадлежит часть показанных на выставке снимков Сергея Сапожникова. «Очень приятно, что здесь присутствуют работы из нашей коллекции, — рассказала TANR вице-президент Газпромбанка Марина Ситнина. — С Сергеем Сапожниковым было особенно интересно делать выставку, потому что он человек необыкновенно честный в своем отношении к искусству и по-настоящему ему преданный. Я думаю, что через объектив своего фотоаппарата так же по-честному можно увидеть проблемы, которые не видны невооруженным глазом. Я надеюсь, что таким образом получится позволить нашему наследию развиваться и жить дальше».

К выставке выпущен каталог, который, по словам Марины Ситниной, более полно представляет творчество Сергея Сапожникова. Репродукции фотографий в книге сопровождают статьи, посвященные как непосредственно ростовскому театру (о нем рассказывают архитектор Артур Токарев и британский писатель и журналист Оуэн Хаттерли), так и работам фотографа, о котором написала Ирене Кальдерони.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+