«Театр-трактор»: архитектура в движении и фотографии

В выставочном пространстве негосударственного Фонда развития современной культуры и искусства «Дон», занимающегося поддержкой и популяризацией современных российских художников, открылась первая в родном городе персональная выставка молодого фотографа Сергея Сапожникова «The Drama Machine», поддержанная Газпромбанком Private Banking.

На этот раз успешный российский фотограф размышляет на тему архитектурного наследия, и в частности одного из главных памятников модернизма в Ростове-на-Дону — здания Драматического театра имени Максима Горького, известного в народе как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого вида с высоким «лбом» фасада и симметричными, вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими тракторные гусеницы.

Театр был построен в начале 1930-х годов по проекту знаменитого дуэта архитекторов, авторов здания Библиотеки имени В.И.Ленина в Москве Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха и представлял собой многофункциональный, как бы сейчас сказали, культурный центр, включавший большой и малый залы, выставочные галереи и обширные помещения для работников сцены. В своем первоначальном виде театр простоял недолго: во время Великой Отечественной войны он был взорван и впоследствии реконструирован, сильно потеряв в площади, но сохранив общий облик. В последние годы театр постигла новая беда — неграмотная реставрация, включающая замену остекления, невнимательную к оригинальной расстекловке, и ремонт интерьеров, не учитывающий особенностей здания.

По словам Сергея Сапожникова, он старался фотографировать театр так, чтобы «не было видно никаких элементов реконструкции». Впрочем, на съемке непосредственно театра Сапожников не останавливается: фотография у него не ограничивается запечатлением реальности — она междисциплинарна и включает элементы перформанса, театра, инсталляции. Фотограф заново конструирует пространство, сооружая в нем ломаные объекты, в данном случае вдохновленные образом трактора, приглашая зрителей к взаимодействию с ними и фиксируя этот процесс. Таким образом, он выстраивает драматургию процесса, по словам куратора выставки Ирене Кальдерони, «показывая, что архитектура существует во времени. Он помещает архитектуру в движение, сообщая ей динамику, и метафора театра здесь очень полезна, поскольку в проекте есть драма и очень важен его перформативный подход к фотографии».

Проект был осуществлен при поддержке Газпромбанка Private Banking, которому принадлежит часть показанных на выставке снимков Сергея Сапожникова. «Очень приятно, что здесь присутствуют работы из нашей коллекции, — рассказала TANR вице-президент Газпромбанка Марина Ситнина. — С Сергеем Сапожниковым было особенно интересно делать выставку, потому что он человек необыкновенно честный в своем отношении к искусству и по-настоящему ему преданный. Я думаю, что через объектив своего фотоаппарата так же по-честному можно увидеть проблемы, которые не видны невооруженным глазом. Я надеюсь, что таким образом получится позволить нашему наследию развиваться и жить дальше».

К выставке выпущен каталог, который, по словам Марины Ситниной, более полно представляет творчество Сергея Сапожникова. Репродукции фотографий в книге сопровождают статьи, посвященные как непосредственно ростовскому театру (о нем рассказывают архитектор Артур Токарев и британский писатель и журналист Оуэн Хаттерли), так и работам фотографа, о котором написала Ирене Кальдерони.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+