18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Архитекторы проектируют будущее в Роттердаме

До начала июля в Роттердаме проходит 7-я архитектурная биеннале IABR — международный двухмесячный интеллектуальный марафон, где ведущие теоретики и практики архитектуры обсуждают глобальные проблемы урбанистики и ее роль в развитии человечества. Нынешний выпуск биеннале имеет девиз Next Economy, то есть «Будущая экономика», который был предложен куратором Мартеном Хаером, ведущим голландским экспертом в области окружающей среды, профессором урбанистики Утрехтского университета.

Биеннале, задуманная в 2001 году Аароном Бетски, одним из главных архитектурных теоретиков современности, позиционируется как событие для профессионалов, однако любой желающий, купив билет, может включиться в дискуссии и вникнуть в представленные 60 участниками из разных стран проекты. И, что важно, «на натуре» познакомиться с новинками современной архитектуры в самом городе.

Роттердамскую биеннале часто аттестуют как антипод Архитектурной биеннале в Венеции, все более тяготеющей к зрелищности, к эффектным инсталляциям. В самом деле, IABR очень компактна, вся экспозиция располагается в здании бывших кофейных складов, напоминающем о колониальном прошлом Голландии. Но, в отличие от Венеции, города-памятника, Роттердам сам по себе может служить первоклассным наглядным пособием, выставкой достижений современной архитектуры.

Само имя «Роттердам» заключает намек на инженерное сооружение — дамбу на реке Роттер, притоке Мааса, возведенную еще в 1270 году. Во Вторую мировую войну 14 мая 1940 года на центр города немецкими бомбардировщиками было сброшено почти 100 т бомб, и от исторической застройки сохранились лишь фрагменты. Об этой трагедии напоминает знаменитый памятник 1951 года «Разрушенный город» Осипа Цадкина. Вообще в Роттердаме множество выдающейся городской скульптуры — от «Шагающего человека» Огюста Родена, работ Александра Архипенко, Наума Габо и мозаик Пабло Пикассо до отлитого в бронзе символа консюмеризма, гигантского «Санта-Клауса» (2001) американца Пола Маккарти.

В городе есть и свой музейный квартал, ныне переживающий очередную реконструкцию. Его ядро — один из старейших в Голландии Художественный музей Бойманса — ван Бенингена, основанный в 1849 году. Помимо отличной коллекции старых мастеров, музей не стесняется выставлять и свои ошибки (купленную когда-то под видом Яна Вермеера всемирно знаменитую подделку Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе»), и активно работает с современным искусством. Так, в одном из залов со старой живописью поселился силиконовый человечек Маурицио Каттелана.

Рядом с музеем — специализирующийся на моде и дизайне Новый институт, в состав которого входит и чисто архитектурный экспонат — модернистская вилла-музей «Дом Сонневельда» (1933), сохранившая аутентичную планировку и обстановку нидерландского функционализма, вплоть до штор и посуды.

Из примечательных построек самого последнего времени нельзя не упомянуть новый железнодорожный вокзал (2014); его металлическая крыша, оснащенная солнечными батареями, экспрессивным блестящим клином направлена в центр города. Вокзал может похвастать гигантским 40-метровым экраном для видео и гордится дизайном масштабнейшего паркинга, рассчитанного на 5,2 тыс. велосипедов. «Новой Сикстинской капеллой» в гидах беззастенчиво называют здание городского рынка (2014) архитекторов из MVRDV. В цилиндрической кровле рынка в форме подковы размещены жилые квартиры. Но главное чудо этого сооружения — занимающие около 10 тыс. кв. м «росписи» свода, выполненные в современной цифровой технологии. Художник Арно Кунен вместе с командой дизайнеров придал старинному сюжету «Рога изобилия» невиданный масштаб и пугающую натуралистичность: на головы ошарашенных покупателей будто валятся с неба циклопические фрукты, цветы и прочая снедь.

Район Од-Зюйд, где расположена экспозиция биеннале, также достоин изучения как пример современного ансамбля, выстроенного самыми звездными архитекторами. Стрелка, выходящая в широкое устье Мааса, образованная прорытым в XIX веке каналом и самой рекой, где традиционно располагался терминал для круизных океанских лайнеров, сочетает фрагменты старой застройки, новейшие небоскребы, футуристическую станцию метро, киноконцертный зал и ставший знаковым для Роттердама вантовый мост Эразм (1996), названный в честь Эразма Роттердамского (за необычный изгиб белой вертикали его также прозвали Лебедем). Рядом — «падающая» башня (2000) Ренцо Пьяно, «подпертая», как забор в деревне, металлической палкой. Любопытно, что наклон этого офисного здания, один из фасадов которого превращен в огромный экран, в точности повторяет наклон Пизанской башни — шесть градусов. В двух шагах от него находится Мировой портовый центр (2000) — пассажирский терминал авторства сэра Нормана Фостера. Но первую скрипку во всех смыслах тут играет Рем Колхас, один из главных архитекторов Голландии и всего мира. По его проекту построен целый «вертикальный город» — тройной небоскреб «Де Роттердам» (2013), названный в честь океанского судна, курсировавшего в Нью-Йорк. Вишенкой в этом ансамбле служит инсталляция Джеффа Уолла «Склад потерянного багажа» (2001), действительно представляющая собой отлитые в металле чемоданы и баулы.

Неудивительно, что в программе биеннале по выходным предлагаются экскурсии по этому району и бывшему злачному портовому местечку Каттендрехт, связанному с ним оригинальным пешеходным мостом, где находится сама экспозиция. И что интересно, с участием местных жителей. Более того, некоторые базирующиеся в Роттердаме архитекторы готовы даже разделить с посетителями биеннале свой кров и постель, за умеренную плату — эта опция носит название «Проснуться в архитектуре». Таким образом, компенсируется аскетизм самой выставки, напоминающей большую бильярдную, где расставлены столы с низко нависающими над ними лампами. А на столах — собственно проекты, макеты, графики. Тут и виллы в Шанхае, и карта мест произрастания и производства вегетарианской еды, и проект по превращению городских трущоб в оазисы с лозунгами «Вдохни свежий запах цветов в секретном саду!», «Тишина и покой вместо жары, шума кондиционеров и вони помоек». Зона, где обсуждаются альтернативные источники энергии, осенена лопастями настоящей ветряной мельницы. Прогнозы увеличения числа поклонников здорового образа жизни проиллюстрированы игрушечным настольным футболом.

Притом что программа лекций, обсуждения и сами проекты касаются глобальных тем: например, как создать правильные пространства для приема беженцев из неблагополучных стран «Дом вдали от дома», что делать с Африкой, каков потенциал Северного моря, — организаторы не забывают и о конкретном человеческом измерении архитектуры. Так, среди мероприятий запланирована целая серия выступлений в жанре «поделитесь личным опытом». И там можно обнаружить довольно экзотические истории. Например, молодой архитектор и по совместительству циркачка расскажет, чем цирк может помочь комфортной городской среде и почему трапеция на главной площади — это не нонсенс. Интригующе выглядит и лекция «киосколога» — есть такая наука! — о роли киосков, палаток и лотков в современной городской жизни, об их «анархистской эстетике» и многих других нюансах, связанных с этой малой формой. Желающих проникнуться идеями на практике приглашают на велосипедную экскурсию по киоскам Роттердама.

Все подробности можно узнать на сайте роттердамской биеннале архитектуры IABR.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+