18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

14 друзей Оушена: ирландская версия

№43
Материал из газеты

Банда, награбившая в британских музеях добра на £50 млн, до сих пор гуляет на свободе

В апреле в Королевском суде Бирмингема был вынесен приговор 14 участникам преступной группировки, похитившей произведения искусства из британских музеев и хранилищ аукционных домов на сумму более £50 млн. Многие из осужденных были членами ирландской банды Rathkeale Rovers (Братаны из Раткила) из одноименного города около Лимерика. Более половины их подельников все еще гуляют на свободе, поэтому полиция призывает музеи быть начеку.

Преступники были осуждены в ходе четырех независимых процессов в Бирмингеме, которые проходили в закрытом режиме, без участия прессы. Заседания начались в июле прошлого года и завершились 29 февраля. В течение последних нескольких лет банда особенно рьяно охотилась на рога носорога, которые они похищали из европейских коллекций.

Справка

Не обошлось без китайского консультанта

Прокурор Королевского суда Бирмингема считает, что главным консультантом банды был житель Южного Лондона китайского происхождения Чичун Дональд Вонг. По мнению обвинителей, Вонг, который был признан виновным в ноябре прошлого года, помогал преступникам, «давая советы, какие экспонаты лучше украсть с целью выручки и дальнейшей перепродажи». Участники банды 12 и 14 апреля 2012 года сходили в Музей Фицуильяма на разведку, а потом совершили кражу. Вонг вернулся из поездки в Гонконг 17 апреля и встретился с членами банды на следующий день. Обвинение считает, что они обсуждали, что делать с украденным нефритом.

В июне 2012 года Вонг совершил еще один визит в Гонконг и вернулся в Великобританию 29 июня. В тот же день агенты полиции, работавшие под прикрытием, вели наблюдение за женщиной, которая взяла у Вонга полиэтиленовый пакет из окна своего автомобиля. Следователи выдвинули версию, что в свертке «были деньги, которые покупатели передали за предметы, похищенные из Музея Фицуильяма».

На сегодня по-прежнему числятся пропавшими 18 нефритовых статуэток; скорее всего, они были переправлены в Китай для продажи на черном рынке.

Еще…

Из британских музеев больше всего от рук злоумышленников пострадали Музей Востока в Дареме и Музей Фицуильяма в Кембридже. Начальник уголовного розыска Эдриан Грин, возглавляющий следствие, оценивает общую стоимость украденных предметов в £57 млн — львиная доля их принадлежит кембриджскому музею.

Пятого апреля 2012 года члены банды, проникнув в музей в Дареме, украли резную нефритовую чашу (стоимостью £1–2 млн) и фарфоровую статуэтку (£150 тыс.).

Через неделю воры обчистили Музей Фицуильяма. Вечером 13 апреля грабители выпилили отверстие в ставнях и оконных решетках кембриджского музея и вынесли 18 нефритовых резных чаш и других декоративных предметов, датируемых XIV–XVIII веками. Вернуть их до сих пор не удалось.

За месяц до этого готовилось еще два дерзких ограбления в других городах Великобритании. Так, 13 марта 2012 года один из членов группировки отправился в город Оксфорд, чтобы, по словам обвинения, «провести рекогносцировку в ряде музеев, где хранились интересующие преступников экспонаты».

Двенадцать дней спустя его товарищи поехали в Глазго (Шотландия), по-видимому, на разведку в Музей Хантериан, Художественную галерею и музей Келвингроув и Коллекцию Баррелла. С одного из ноутбуков преступников в Интернет вводился запрос «коллекция нефрита музея Баррелла».

В материалах следствия говорится, что банда трижды грабила Музей Востока в Дареме, хотя в прессе сообщалось только о последнем инциденте, в апреле 2012 года.

Первая же попытка ограбления была предпринята днем 16 января 2012 года, когда музей был открыт для посещения. Эдвард Макканн разбил витрину и выкрал китайскую керамическую статуэтку китайской династии Мин. Сотрудникам музея удалось задержать преступника и передать его в руки полиции, экспонат вернули на место.

Власти решили не сообщать о попытке ограбления прессе, что было ошибкой, сообщил в интервью The Art Newspaper сотрудник службы безопасности музея. По его словам, даже о неудавшихся кражах следует ставить в известность журналистов и гражданское общество, так как это повышает бдительность других музеев. «Грабители, музей и полиция в курсе, но боятся рассказать об этом — вот почему о подобных инцидентах зачастую умалчивают», — считает он.

Еще об одном проникновении в музей Дарема узнали 2 февраля 2012 года: только тогда сотрудники обнаружили, что исчезла чаша из рога носорога, хотя ее украли еще в ноябре. Опять же, прессе о случившемся не сообщили, поэтому антиквары ничего не знали о похищении, а чашу в итоге так и не вернули.

Следующее ограбление произошло 5 апреля 2012 года: Ли Уайлдмен и Адриан Стэнтон пробили кирпичную стену музея, проникли внутрь и взломали две витрины. Их добычей стали две китайские реликвии, которые они зарыли на пустыре на окраине города. Полиция нашла украденные экспонаты только через восемь дней.

Музей Востока находится в ведении Университета Дарема. Проректор Дэвид Каулинг говорит, что благодарен полиции за расследование дел. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+