18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

14 друзей Оушена: ирландская версия

№43
Материал из газеты

Банда, награбившая в британских музеях добра на £50 млн, до сих пор гуляет на свободе

В апреле в Королевском суде Бирмингема был вынесен приговор 14 участникам преступной группировки, похитившей произведения искусства из британских музеев и хранилищ аукционных домов на сумму более £50 млн. Многие из осужденных были членами ирландской банды Rathkeale Rovers (Братаны из Раткила) из одноименного города около Лимерика. Более половины их подельников все еще гуляют на свободе, поэтому полиция призывает музеи быть начеку.

Преступники были осуждены в ходе четырех независимых процессов в Бирмингеме, которые проходили в закрытом режиме, без участия прессы. Заседания начались в июле прошлого года и завершились 29 февраля. В течение последних нескольких лет банда особенно рьяно охотилась на рога носорога, которые они похищали из европейских коллекций.

Справка

Не обошлось без китайского консультанта

Прокурор Королевского суда Бирмингема считает, что главным консультантом банды был житель Южного Лондона китайского происхождения Чичун Дональд Вонг. По мнению обвинителей, Вонг, который был признан виновным в ноябре прошлого года, помогал преступникам, «давая советы, какие экспонаты лучше украсть с целью выручки и дальнейшей перепродажи». Участники банды 12 и 14 апреля 2012 года сходили в Музей Фицуильяма на разведку, а потом совершили кражу. Вонг вернулся из поездки в Гонконг 17 апреля и встретился с членами банды на следующий день. Обвинение считает, что они обсуждали, что делать с украденным нефритом.

В июне 2012 года Вонг совершил еще один визит в Гонконг и вернулся в Великобританию 29 июня. В тот же день агенты полиции, работавшие под прикрытием, вели наблюдение за женщиной, которая взяла у Вонга полиэтиленовый пакет из окна своего автомобиля. Следователи выдвинули версию, что в свертке «были деньги, которые покупатели передали за предметы, похищенные из Музея Фицуильяма».

На сегодня по-прежнему числятся пропавшими 18 нефритовых статуэток; скорее всего, они были переправлены в Китай для продажи на черном рынке.

Еще…

Из британских музеев больше всего от рук злоумышленников пострадали Музей Востока в Дареме и Музей Фицуильяма в Кембридже. Начальник уголовного розыска Эдриан Грин, возглавляющий следствие, оценивает общую стоимость украденных предметов в £57 млн — львиная доля их принадлежит кембриджскому музею.

Пятого апреля 2012 года члены банды, проникнув в музей в Дареме, украли резную нефритовую чашу (стоимостью £1–2 млн) и фарфоровую статуэтку (£150 тыс.).

Через неделю воры обчистили Музей Фицуильяма. Вечером 13 апреля грабители выпилили отверстие в ставнях и оконных решетках кембриджского музея и вынесли 18 нефритовых резных чаш и других декоративных предметов, датируемых XIV–XVIII веками. Вернуть их до сих пор не удалось.

За месяц до этого готовилось еще два дерзких ограбления в других городах Великобритании. Так, 13 марта 2012 года один из членов группировки отправился в город Оксфорд, чтобы, по словам обвинения, «провести рекогносцировку в ряде музеев, где хранились интересующие преступников экспонаты».

Двенадцать дней спустя его товарищи поехали в Глазго (Шотландия), по-видимому, на разведку в Музей Хантериан, Художественную галерею и музей Келвингроув и Коллекцию Баррелла. С одного из ноутбуков преступников в Интернет вводился запрос «коллекция нефрита музея Баррелла».

В материалах следствия говорится, что банда трижды грабила Музей Востока в Дареме, хотя в прессе сообщалось только о последнем инциденте, в апреле 2012 года.

Первая же попытка ограбления была предпринята днем 16 января 2012 года, когда музей был открыт для посещения. Эдвард Макканн разбил витрину и выкрал китайскую керамическую статуэтку китайской династии Мин. Сотрудникам музея удалось задержать преступника и передать его в руки полиции, экспонат вернули на место.

Власти решили не сообщать о попытке ограбления прессе, что было ошибкой, сообщил в интервью The Art Newspaper сотрудник службы безопасности музея. По его словам, даже о неудавшихся кражах следует ставить в известность журналистов и гражданское общество, так как это повышает бдительность других музеев. «Грабители, музей и полиция в курсе, но боятся рассказать об этом — вот почему о подобных инцидентах зачастую умалчивают», — считает он.

Еще об одном проникновении в музей Дарема узнали 2 февраля 2012 года: только тогда сотрудники обнаружили, что исчезла чаша из рога носорога, хотя ее украли еще в ноябре. Опять же, прессе о случившемся не сообщили, поэтому антиквары ничего не знали о похищении, а чашу в итоге так и не вернули.

Следующее ограбление произошло 5 апреля 2012 года: Ли Уайлдмен и Адриан Стэнтон пробили кирпичную стену музея, проникли внутрь и взломали две витрины. Их добычей стали две китайские реликвии, которые они зарыли на пустыре на окраине города. Полиция нашла украденные экспонаты только через восемь дней.

Музей Востока находится в ведении Университета Дарема. Проректор Дэвид Каулинг говорит, что благодарен полиции за расследование дел. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+