Крокодилы, супермены и злодеи встретились в Лувре

Зверь-оборотень Тануки. Япония. Раскрашенное дерево, картон, бумага / ©2015.Musee du Quai Branly/Claude Germain/Scala
Зверь-оборотень Тануки. Япония. Раскрашенное дерево, картон, бумага / ©2015.Musee du Quai Branly/Claude Germain/Scala

Новое выставочное пространство Лувра La Petite Galerie — это как бы введение в музей. Сложное здесь объясняют простыми словами, яркими образами, в игровой форме, часто с помощью новых технологий. Галерея рассчитана на юных посетителей, но взрослым здесь едва ли не интереснее. По крайней мере так получилось с премьерной выставкой Создатели мифов. От Геракла до Дарта Вейдера.

Начинается она с сотворения мира, с того, как объясняли происхождение жизни в разных культурах. В греческой мифологии за человеческий род бились боги-олимпийцы. Известный сюжет Титаномахии выписан на греческой амфоре V в. до н. э. Рядом маска канага в форме не то двойного креста, не то птицы. Так выглядит Амма — главное божество малийских догонов. А папуасы ятмул до сих пор верят, что землю сотворил крокодил.

Следующий этап — природные циклы. У древних римлян послом зари была крылатая Аврора. Придворный декоратор Жан-Батист де Шампень (1631–1681) написал ее без привычной колесницы, в розовом платье, в цветочном венке и с факелом, а на заднем плане — ночь (Аврора прогоняет ночь, 1668). На эту картину в своей спальне во дворце Тюильри каждое утро, открыв глаза, смотрел сын Людовика XIV.

У египтян целых два дневных бога. На двухсторонней стеле из дерева (IX–X вв. до н. э.) знатная женщина Таперет обращается к египетскому богу солнца Ра с головой сокола и молится синевласому Атуму — богу заходящего солнца. Эта надгробная доска обещала покойнице возрождение каждый день с восходом солнца. Отдельная глава выставки посвящена мифологическим героям. Оборвавшийся полет Икара в мраморе — такой красивой смерти, как в скульптуре 1743 года Поля Амбруаза Слодца, можно лишь позавидовать. Он же на желатиновом отпечатке Пьера Буше (1938). Фотограф запечатлел артиста дягилевской труппы Сержа Лифаря в его, пожалуй, самой интимной роли.

Геракл предстает во всех ипостасях — от кровожадной расправы над Какусом и лернейской гидрой до слепого поклонения царице Омфале. Авторы экспозиции подчеркивают, что героем он стал благодаря своим подвигам. Чего не случилось с Энакином Скайуокером — героем главного мифа XX века из Звездных войн. Сумей он обуздать свою силу, не стал бы злющим Дартом Вейдером. Его шлем приехал в Париж из коллекции Джорджа Лукаса. Ретрограды ворчат: дожили, молодежь в Лувр теперь надо заманивать Звездными войнами. Но в музее считают, что для этого любые мифы хороши. Придут на Вейдера, а там и Венера Милосская за углом.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+