18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Крокодилы, супермены и злодеи встретились в Лувре

Новое выставочное пространство Лувра La Petite Galerie — это как бы введение в музей. Сложное здесь объясняют простыми словами, яркими образами, в игровой форме, часто с помощью новых технологий. Галерея рассчитана на юных посетителей, но взрослым здесь едва ли не интереснее. По крайней мере так получилось с премьерной выставкой Создатели мифов. От Геракла до Дарта Вейдера.

Начинается она с сотворения мира, с того, как объясняли происхождение жизни в разных культурах. В греческой мифологии за человеческий род бились боги-олимпийцы. Известный сюжет Титаномахии выписан на греческой амфоре V в. до н. э. Рядом маска канага в форме не то двойного креста, не то птицы. Так выглядит Амма — главное божество малийских догонов. А папуасы ятмул до сих пор верят, что землю сотворил крокодил.

Следующий этап — природные циклы. У древних римлян послом зари была крылатая Аврора. Придворный декоратор Жан-Батист де Шампень (1631–1681) написал ее без привычной колесницы, в розовом платье, в цветочном венке и с факелом, а на заднем плане — ночь (Аврора прогоняет ночь, 1668). На эту картину в своей спальне во дворце Тюильри каждое утро, открыв глаза, смотрел сын Людовика XIV.

У египтян целых два дневных бога. На двухсторонней стеле из дерева (IX–X вв. до н. э.) знатная женщина Таперет обращается к египетскому богу солнца Ра с головой сокола и молится синевласому Атуму — богу заходящего солнца. Эта надгробная доска обещала покойнице возрождение каждый день с восходом солнца. Отдельная глава выставки посвящена мифологическим героям. Оборвавшийся полет Икара в мраморе — такой красивой смерти, как в скульптуре 1743 года Поля Амбруаза Слодца, можно лишь позавидовать. Он же на желатиновом отпечатке Пьера Буше (1938). Фотограф запечатлел артиста дягилевской труппы Сержа Лифаря в его, пожалуй, самой интимной роли.

Геракл предстает во всех ипостасях — от кровожадной расправы над Какусом и лернейской гидрой до слепого поклонения царице Омфале. Авторы экспозиции подчеркивают, что героем он стал благодаря своим подвигам. Чего не случилось с Энакином Скайуокером — героем главного мифа XX века из Звездных войн. Сумей он обуздать свою силу, не стал бы злющим Дартом Вейдером. Его шлем приехал в Париж из коллекции Джорджа Лукаса. Ретрограды ворчат: дожили, молодежь в Лувр теперь надо заманивать Звездными войнами. Но в музее считают, что для этого любые мифы хороши. Придут на Вейдера, а там и Венера Милосская за углом.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+